ФГОС второго поколения на основе новой открытой образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

С 1 сентября 2011 года все школы России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Поэтому каждый учитель, методист, управленец сегодня пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС:
 Как учить? С помощью чего учить?
 Как проверить достижение новых образовательных результатов?
 Как разработать ООП школы и рабочую программу учителя?
 Как подготовить учителя и организовать его методическое сопровождение?
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО (ЦСДП) предлагает четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на поставленные ФГОС вопросы на основе новой открытой образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон (Заключение СЭС о здоровьесберегающем характере от 30.07.2001 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год, Заключение РАО от 14.07.2007, Заключения РАО и РАН 2010 года).
Преимущества системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон
Системно-деятельностный подход Л.Г. Петерсон использует самые последние достижения российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что позволяет решить ряд актуальных управленческих задач:
1) системность, достаточная полнота и эффективность формирования УУД и умения учиться в целом (обеспечивает высокое качество и системность реализации ФГОС);
2) упрощение языка описания нового метода организации учебной деятельности детей без снижения уровня его теоретического обоснования (делает метод доступным для учителей);
2) технологичность достижения результатов ФГОС (позволяет построить в регионе эффективную систему подготовки учителей к реализации деятельностного метода без искажений);
3) критериальность оценки качества обучения с точки зрения новых целей ФГОС (открывает путь к созданию объективных измерителей качества реализации ФГОС);
5) синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций развивающего образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой (обеспечивает поэтапный переход к новому способу обучения по индивидуальной траектории саморазвития и открывает путь к построению единого образовательного пространства школы, региона на системно-деятельностной основе).

Как учить? В чем новизна подхода?
Построена методологически обоснованная структура учебной деятельности, установлены условия организации непрерывного образовательного процесса деятельностного типа, обеспечивающего сохранение и поддержку здоровья детей. На этой основе предложен новый педагогический инструмент – дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (ДСДМ «Школа 2000...»).
ВПЕРВЫЕ!
 Учащиеся не просто выполняют некоторые универсальные учебные действия (УУД) в отдельных заданиях, а на каждом уроке выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС.
 Одновременно организуется системное освоение учащимися общих способов УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности», а затем их сознательное применение, самоконтроль и коррекция в ходе предметных уроков.
Этим обеспечивается ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО И СИСТЕМНОСТЬ реализации ФГОС на уроках разных типов и во внеурочной деятельности (независимо от предметного содержания)
С помощью чего учить?
В настоящее время дидактическая система Л.Г. Петерсон во всей полноте реализована в авторском непрерывном курсе математики «Учусь учиться» (ДОУ – начальная школа – средняя школа). Открытый характер предложенного системно-деятельностного подхода позволяет использовать данный курс математики в различных вариантах (Приложение 1):
1) Система учебников «Перспектива», где дидактическая система Л.Г. Петерсон принята в качестве методологической основы, а курс математики «Учусь учиться» – в качестве его системообразующей части;
2) Открытая система Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), где курс математики «Учусь учиться» используется на основе авторской дидактической системы совместно с курсами по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений из завершенных предметных линий федерального перечня, независимо от вхождения в ту или иную систему учебников.
Нормативной базой открытой системы Л.Г. Петерсон являются Закон РФ «Об образовании» (ст. 32), Заключение РАО от 14.07.2007 года, Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.03.2011 года, Письмо Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания РФ от 23.03.2011 года о выборе учебников (Приложение 2).
Как проверить соответствие результатов поставленным целям?
Предлагаем систему комплексного мониторинга:1) мониторинг ЗУН на основе ИКТ, что позволяет выявить проблемы каждого ребенка и построить индивидуальную траекторию его развития; 2) мониторинг психического развития ребенка и достижения личностных результатов; 3) мониторинг универсальных учебных действий.
Стратегия перехода к реализации ФГОС (школа, город, регион)
Миссия Центра СДП «Школа 2000...»: передать педагогам эффективные инструменты
саморазвития личности, чтобы они могли развивать себя и своих детей
Предлагаемая стратегия достижения требуемых результатов ФГОС состоит из 5 этапов:
Этап 1. Подготовка специалистов к реализации ДСДМ Л.Г. Петерсон.
Этап 2. Разработка ООП школы и рабочих программ учителей.
Этап 3. Внедрение ДСДМ в практику работы (школы, школ города, региона).
Этап 4. Построение образовательного пространства деятельностного типа (в школе, городе, регионе).
Этап 5. Применение на практике новых измерителей для диагностики и контроля уровней освоения учащимися универсальных учебных действий и умения учиться в целом.

Чем Центр СДП «Школа 2000...» может быть полезен для Вас?
На этапе 1
Многоуровневая система курсовой подготовки к реализации ФГОС различных категорий работников образования:
1. Авторские курсы в АПК и ППРО и МИОО (Москва) для учителей начальной и средней школы, воспитателей, директоров и заместителей директоров школ и ДОУ, психологов, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов (Приложение 3).
2. Выездные курсы в регионы (базового и технологического уровня).
3. Дистанционные курсы подготовки учителей начальной школы и учителей математики средней школы к работе по программе математики «Учусь учиться» (базовый уровень).
На этапе 2
Научно-методическая литература, которая поможет учителям, школам, методическим службам разработать программы перехода к ФГОС (Приложение 4), в том числе:
1. Л.Г. Петерсон Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» – М., 2007.
2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Под ред. Петерсон Л.Г. – М., 2007.
4. Л.А. Аверкиева, Т.В. Текнеджян. Разработка ООП школы при переходе к ФГОС по ДСДМ «Школа 2000...»: программа духовно-нравственного развития и воспитания, программа формирования УУД, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / Под ред. Петерсон Л.Г. – М., 2011.
5. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Надпредметный курс «Мир деятельности». – М., 2011.
6. Л.Г. Петерсон. Математика: Рабочие программы, 1—6 классы – М. 2011.
На этапе 3
1. Информационные конференции в Москве и регионах, веб-конференции и веб-семинары.
2. Круглые столы, практические семинары с демонстрацией и обсуждением открытых уроков, мастер-классы, презентации опыта работы, консультации, информационная поддержка на сайте ЦСДП «Школа 2000...»: www.sch2000.ru.
3. Стажировки, патронат.
На этапе 4
1. Модель построения образовательного пространства школы на деятельностной основе при переходе к ФГОС: этапы работы, задачи каждого этапа, результаты и способы их достижения, примерные планы работы, методическое обеспечение.
2. Модель построения образовательного пространства региона на деятельностной основе при переходе к ФГОС: этапы работы, задачи каждого этапа, результаты и способы их достижения, примерные планы работы, методическое обеспечение.
3. Подготовка тьюторов обучающих команд для трансляции ДСДМ и методического сопровождения учителей, осваивающих деятельностный метод обучения (школа, регион).
4. Обмен ссылками на сайты (на сайте ЦСДП «Школа 2000...» размещается ссылка на сайт вашего учреждения, а на сайте вашего учреждения – ссылка на сайт ЦСДП «Школа 2000...»).
На этапе 5
1. Диагностический инструментарий, соответствующий требованиями ФГОС.
2. Организация во всех регионах России экспериментальной работы по апробации образцов заданий для диагностики и контроля уровней освоения УУД и умения учиться (для классов, работающих по курсу математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон и надпредметному курсу «Мир деятельности»).

Более подробная информация о ЦСДП «Школа 2000...» в презентации на нашем сайте
www.sch2000.ru/sch2000.ppt

Если Вы разделяете наши убеждения и принимаете предложенную стратегию, то для создания индивидуальной программы сотрудничества предлагаем заполнить анкету обратной связи (Приложение 5)
Просим отправить анкету на наш адрес или заполнить ее электронный вариант на сайте www.sch2000.ru до 20 мая 2011 года

Директор Центра системно-деятельностной
педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО,
д.п.н., профессор, лауреат Премии Президента РФ
в области образования Л.Г. Петерсон
  • 0
  • 26 апреля 2011, 08:27
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.