Проект Программы развития образования в Г.Казани (2)

II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации
Рассматривая систему образования города как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности, следует скорректировать цели и задачи развития городской образовательной сети, исходя из результатов выполнения предыдущей городской целевой Программы развития образования города Казани на 2008-2010 годы.
Полученные в ходе ее реализации результаты позволяют создавать необходимые предпосылки, условия и механизмы для дальнейшего поступательного развития казанского образования.
Решение задач повышения качества дошкольного, общего и дополнительного образования в первую очередь зависит от создания рациональной по структуре сети учреждений.
В системе образования города функционируют 275 дошкольных, 171 общеобразовательное учреждение: дневных школ – 165 (из них гимназий — 43, лицеев — 13, школ с углубленным изучением предметов – 44, 1 кадетская школа-интернат, 2 прогимназии, общеобразовательных школ — 62, вечерних и открытых (сменных) общеобразовательных школ — 6), 54 учреждения дополнительного образования, 8 межшкольных учебных комбинатов, 7 негосударственных учреждений образования.
Расходы на сферу образования по сравнению с 2007 годом увеличились с 37% до 44%.
За последних три года активизировалась работа по строительству учреждений образования: введены в эксплуатацию 3 новые школы, 9 детских садов–новостроек, реконструированы 6 объектов образования. Введено в эксплуатацию новое здание с бассейном для татарской гимназии №12 в Московском районе. Строительство новых объектов образования позволило уменьшить до 13% количество школ, занимающихся в две смены.
Для создания современной инфраструктуры образования на капитальный и текущий ремонты школ и детских садов за 2008-2010 годы было выделено более 536,7 млн. руб. Автоматическая пожарная сигнализация установлена в 75% учреждениях образования (школы — 86,6%, ДОУ — 62,55%, УДО — 62,5%, прочие — 66,6%).
В 274 дошкольных образовательных учреждениях на 39009 мест воспитываются 49397 детей. В муниципальной собственности находится 271 детский сад, 3 учреждения — в ведении организаций и предприятий, 1 частный детский сад. С учетом особенностей развития и здоровья детей, запросов родителей сформировано видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений: в городе функционируют 17 Центров развития-детских садов, 2 прогимназии, 38 детских садов, 7 детских садов компенсирующего назначения для детей с различными отклонениями в развитии, 15 детских садов присмотра и оздоровления, 181 детский сад комбинированного вида с группами компенсирующего и общеразвивающего вида, 14 детских садов общеразвивающего вида с одним или двумя приоритетными направлениями. Открыто 5 семейных детских садов, в которых воспитываются 15 детей из многодетных семей, 68 детских садов с татарским языком воспитания и обучения, 218 дошкольных учреждений являются автономными.
Остается острой проблема обеспечения доступности дошкольного образования, особенно в строящихся микрорайонах. В очередности по устройству детей в дошкольные учреждения зарегистрировано более 13 тыс. детей.
Муниципалитетом предпринимаются меры по обеспечению населения доступным дошкольным образованием. Так, за последние три года введено в строй 10 детских садов– новостроек на 1835 мест, реконструировано и введено в строй 3 дошкольных учреждения на 264 места. Действенной мерой преодоления очередности и увеличения мест в дошкольных учреждениях явилась рационализация сети дошкольных учреждений. В 2009-2010 учебном году дополнительно открыты 23 группы на 460 мест, в 2010-2011 учебном году — 38 на 760 мест.
В настоящее время реализуется Республиканская программа «Бэлэкэч» по строительству и реконструкции дошкольных учреждений. По г.Казани 2011 году в соответствии с данной Программой планируется ввод 18 новых дошкольных учреждений на 2500 мест, реконструкция 5 перепрофилированных детских садов на 540 мест, открытие дополнительных групп в действующей сети на 1260 мест. В рамках частно-государственного партнерства предусмотрено создание 1400 мест дошкольного образования.
В 2011 году стартовал проект «Электронный детский сад», предоставляющий муниципальную услугу по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения через Интернет. Данная услуга позволила упорядочить систему учета детей, зарегистрированных в очередности, и предоставила возможность родителям, не посещая районные отделы образования, отслеживать движение своей очередности по электронной сети.
За предыдущий период в практику работы дошкольных учреждений активно внедрялись новые модели групп для детей, не посещающих дошкольные учреждения. В условиях кратковременного пребывания в группах предшкольной подготовки, адаптации для детей раннего возраста, обучения детей плаванию и др. удалось охватить 1500 детей услугами дошкольного образования. 98% детей старшего дошкольного возраста получили равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Новое направление деятельности дошкольных учреждений определили современные федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Внедрение федеральных государственных требований изменит соответствующее ресурсное обеспечение на муниципальном уровне, т. к. помимо требований к структуре программы предстоит привести дошкольные учреждения в соответствие с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.). Организация работы по подготовке и введению в действие находится в дошкольных учреждениях на начальном этапе.
Преобразования в системе дошкольного образования предъявляют высокий уровень требований к работникам дошкольных учреждений. В данной сфере занято 3789 педагогов, из них воспитателей 3776 человек, 928 музыкальных руководителей, логопедов, психологов, инструкторов по физической культуре. Высшее образование имеют 2708 педагогов (52%), высшую квалификационную категорию — 830 человек, первую — 1828 человек. Актуальным является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений, их социального статуса.
Системные изменения в сети школ способствовали созданию необходимых условий для организации качественного учебно-воспитательного процесса.
Средняя наполняемость в классах 24 (23,78) человека. Для увеличения численности детей, обучающихся в современных условиях, организован подвоз 843 учащихся к базовым школам. На 19 сертифицированных маршрутах курсируют 18 школьных автобусов. Для организации безопасных перевозок детей автобусы оборудованы системой «ГЛОНАСС».
52 общеобразовательных учреждения г.Казани стали обладателями «миллионных» грантов в рамках национального проекта «Образование», гимназия №7 Ново-Савиновского района г.Казани дважды становилась победителем данного проекта. Казанские школы неоднократно становились лучшими школами России (2007г. — лицей № 159 Советского района, 2008г. — школа № 146 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района) и «Лучшими школами Татарстана» (2007г. – лицей №159 Советского района, 2008г. — школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района, 2009г. — гимназия №6 Приволжского района, 2010г.-школа №39 Вахитовского района г.Казани). Три года подряд победители республиканского конкурса «Учитель года» — учителя г.Казани. Победителями Национального проекта «Образование» стали 236 учителей и 220 учащихся из числа победителей и призеров всероссийских и региональных олимпиад.
Национальное образование в г.Казани развивается на основе «Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани». В городе функционируют 40 учреждений образования с татарским языком обучения, 15 школ с этнокультурным русским компонентом, школа с еврейским этнокультурным компонентом, негосударственная школа с турецким этнокультурным компонентом, центр образования «Многонациональная воскресная школа». Национальные школы активно внедряют технологию полилингвального обучения, 16 учреждений образования города функционируют в качестве ресурсных центров по распространению положительного опыта национальных школ и детских садов.
В учреждениях образования г.Казани трудятся около 30 тыс. человек, из них педагогических работников – 16074. 81% педагогических работников имеют квалификационные категории, из них 57% — высшую и первую категорию (17,4% — высшую квалификационную категорию, 39% — первую категорию). 92% от общего числа педагогов составляют женщины. Средний возраст учителя – 44 года. При этом возрастная группа до 30 лет составляет 25 %, а старше 55 лет – 17%.
За последние три года количество молодых специалистов, ушедших из школы в первый год работы, уменьшилось в два раза. В образовательном пространстве города реализован комплекс мероприятий по формированию позитивного образа учителя, социальной поддержки и поощрения творчески работающих педагогов. Одним из ключевых направлений кадровой политики является работа с руководителями. В городе реализуется проект «Кадровый менеджмент»: организованы стажировки в Германию, Финляндию; проведены тренинги по личностному росту с приглашением специалистов из Москвы и зарубежья.
В автономном режиме работают 232 учреждения образования (школ — 14, детских садов — 218). Все учреждения образования переведены на новую систему оплаты труда.
На базе образовательных учреждений функционируют 65 экспериментальных площадок, в том числе 13 — федерального и 39 — республиканского уровня. В 26 учреждениях образования внедряются стандарты II поколения в начальной школе, апробируется экспериментальный курс «Основы лидерства» в 20 школах.
Создание современных условий, повышение профессионального роста педагогов, целенаправленная работа по подготовке школьников к итоговой аттестации позволили добиться роста положительных результатов ЕГЭ 2011 года. Показатели города выше республиканских по 12 предметам из 14 (по русскому языку, математике, информатике, биологии, химии, физике, литературе, обществознанию, истории России, английскому языку, немецкому языку, французскому языку). Ниже республиканского показателя результаты по географии. Показатели города выше федеральных также по 12 предметам из 14. Ниже — по обществознанию и испанскому языку.
Максимальное количество баллов (100 баллов) в 2011 году получил 31 казанский выпускник (2010г. – 21), (по РТ 2010г. – 73). Значительно увеличилось количество выпускников, получивших на ЕГЭ от 80 до 100 баллов: по русскому языку – до 679, что составляет 14,9% (2010г. – 333, 2009г. — 218), а по математике – 138, что составляет 3% (2010г. – 45, 2009г. – 58) выпускников. В 2011 году окончили школу с медалью 295 выпускников, из них 151 — с золотой, 144 — с серебряной.
Количество выпускников, получивших количество баллов ниже минимального порога по русскому языку, уменьшилось в 3 раза, по математике – в 1,5 раза.
Казанские школы стали лидерами в процессе информатизации образования, что еще раз было доказано при реализации проекта «Электронное образование». В рамках проекта учителя и школы получили 8126 ноутбуков и 2573 компьютера, оснащенных необходимым программным обеспечением. К началу 2011-2012 учебного года в школы Казани дополнительно поступят 1256 компьютеров и 151 комплект интерактивного оборудования. Таким образом, произойдет стопроцентное обновление компьютерного парка школ.
За счет средств бюджета приобретены мобильные и школьные кабинеты на сумму 50,0 млн.рублей.
На базе школ города открыты 8 Центров компьютерных компетенций.Все школы Казани подключены к широкополосному Интернету. Все учителя обучены компьютерной грамотности. Создангородской образовательный портал Kazanobr.ru.
В рамках развития инклюзивного образования компьютерные технологии применяются для создания безбарьерной среды для детей-инвалидов. 56 учащихся-инвалидов получили компьютеры для дистанционного обучения.
Сделано немало для поддержки одаренных детей как одного из основных направлений национальной инициативы «Наша новая школа».
102 инновационные школы реализуют программы повышенного уровня, на базе существующих учреждений открыты 6 лицеев и Центр творческого развития для обучения одаренных детей — первый не только в Казани, но и в Республике, Центр образования № 178 Советского района, функционируют 52 учреждения дополнительного образования, в которых занимаются более 70 тыс. детей.
78,7% старшеклассников охвачены профильным обучением.Организована деятельность более 100 школьных научных обществ, трех школьных бизнес-компаний, что позволило задать единый вектор для общего и профессионального образования. За годы реализации Программы грантами Мэра г.Казани награждены более 900 школьников — победителей различных этапов Российской олимпиады, а также около 700 педагогов, их подготовивших. На протяжении последних лет команда г.Казани входит в тройку лучших команд России.
Школьное фестивальное движение объединяет более 100 тысяч школьников. Массовым смотром талантов стал фестиваль «Большая перемена».
В городском проекте «Английский – для всех» по подготовке волонтеров к Универсиаде-2013 задействованы более 1500 учащихся, издано учебное пособие «Welcome to Kazan» с электронным приложением.
Активизировалась работа по развитию массового школьного спорта. Возросло количество ребят, посещающих спортивные кружки и секции, участвующих в самых массовых турнирах «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».
Во всех школах проводится утренняя зарядка и динамические паузы, функционируют кабинеты по профилактике наркомании, реализуется антинаркотическая профилактическая программа «Путь к успеху». Совместно с Управлением здравоохранения продолжается работа по внедрению «Вита-карты» ученика, реализуется проект «Зарядка для любимых глаз». В 46 школах реализуется проект «Тропинки здоровья», направленный на стимулирование здорового образа жизни.
Все учреждения образования включились в реализацию муниципального проекта «Пятилетка здоровья». Вводимые объекты Универсиады позволили реализовать новую формулу здорового образа жизни школьников 2+2+1 — это 2 урока физической культуры в школе, 2 часа бесплатных занятий в современных спортивных комплексах нашего города и 1 час массовых школьных спортивных праздников и состязаний.
Вместе с тем для приведения 129 спортивных залов школ в соответствие с нормативными требованиями необходимо провести капитальный ремонт на 258 миллионов рублей.
Казань дважды становилась победителем национального проекта «Образование» по школьному питанию. Это позволило оснастить школьные столовые современным оборудованием и новейшими технологиями. В рамках проекта в 116 школах было поставлено новое оборудование на сумму 20 миллионов рублей.
Охват горячим питанием вырос за 5 лет более чем в 2 раза (2005 год — 37%, 2011 — 85,3% учащихся). Организовано питание 20% учеников из малообеспеченных семей за счет бюджета города. За годы реализации Программы сохранен охват детей традиционными формами летнего отдыха. Свыше 60 тысяч школьников за 2008-2011годы отдохнули в пришкольных и загородных лагерях. Организована временная трудовая занятость школьников: за три года в летнее время трудоустроены 13,5 тысяч подростков.
С целью максимальной реализации запросов и ожиданий родителей развиваются формы государственно-общественного управления образованием: действуют Совет по реализации ПНПО, коллегия Управления образования, 91 школьный попечительский совет, 61 общественный благотворительный фонд, 433 родительских комитета и 322 Совета образовательных учреждений. Во всех автономных учреждениях сформированы наблюдательные советы (232). Социальное партнерство в развитии образовательной среды стало одним из реальных факторов формирования новой образовательной политики города.
Вместе с тем, проведенный анализ позволил выявить список наиболее значимых для образования города Казани внешних и внутренних факторов с включением благоприятных возможностей и потенциальных рисков для развития системы образования (таблица 1 и таблица 2).
Анализ состояния сферы действия целевой Программы: (смотреть полностью: kazanmc.ru/upravlenie/doc.php )

  • 0
  • 26 января 2012, 12:12
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.