Опыт внедрения NetSchool в гимназии № 75, в Казани

Использование системы NetSchool в создании единой информационной среды управления и обучения в образовательном учреждении

История внедрения NetSchool в гимназии № 75 началась в октябре 2002 г., когда в Казани была проведена научно-практическая конференция, посвященная мониторингу образования. По результатам работы секции «Информационные технологии в системе управления школой» городским управлением образования (ГУО) г. Казань было принято решение, что систему NetSchool необходимо использовать в качестве базового стандарта единого информационно-образовательного пространства системы образования на уровне города.
Практическое использование системы NetSchool в гимназии №75 началось в 2003 году с заполнения базы данных на учителей, учеников и их родителей и проведения курсов по обучению работы в NetSchool классных руководителей, учителей-предметников и учащихся. Каждый пользователь NetSchool получил свой пароль и определенные права доступа.
В настоящее время база данных системы NetSchool содержит более 2300 личных дел учащихся (с учетом выпускников 2003/04 и 2004/05 гг), их родителей и сотрудников гимназии. Своё пространство в NetSchool имеют классные руководители, преподаватели, директор гимназии и его заместители, ученики, родители. Возможности системы очень широкие, и здесь мы не будем их описывать. Сосредоточимся на нашем практическом опыте, на анализе существующих проблем.
NetSchool позволяет получать много полезных, наглядных отчётов по итогам учебного процесса. Конечно, первоначальное занесение данных в систему – это трудоёмкий процесс, даже если есть опыт работы с ПК. Но даже с учётом этого работа в системе NetSchool имеет преимущества. Как обычно происходит освоение учителем персонального компьютера? Его, не имеющего соответствующего образования, посылают на курсы, где учат некоторым общим вещам, например, набирать тексты в Word. Даже если учитель хорошо понял и освоил эту процедуру, он, что, вернувшись в школу, начнет набирать тексты? Нет. Чаще всего учитель, придя с курсов, к компьютеру и не подходит, воспринимает его на уровне «пишущей машинки с памятью» и поэтому утрачивает через некоторое время почти все полученные на курсах навыки. Система NetSchool позволяет учителю приобретать навыки работы на ПК, занимаясь привычными видами деятельности и двигаясь в своём темпе. Освоил больше — получил большее количество отчетов. Параллельно приходит и понимание, что такое ПК, вспоминаются знания, полученные на курсах.
Ещё одним несомненным преимуществом является гибкое реагирование разработчиков системы NetSchool на замечание пользователей. У нас есть печальный опыт освоения других новых программных продуктов, когда при возникновении трудностей в освоении системы нежелание разработчиков дорабатывать свой продукт привело к срыву внедрения.
11 мая 2005 г. в Казани в нашей гимназии прошла межрегиональная практическая конференция «Построение единой информационной среды, организация управленческой деятельности и обучения на базе системы NetSchool». На этой практической конференции свои достижения по освоению системы NetSchool представили три казанские школы. Конференция показала, что мы находимся на правильном пути. С отчетом о конференции, отзывах и решениях можно познакомится по адресу www.net-school.ru/kazan2005.php.
Мы приведем несколько конкретных примеров практического применения системы NetSchool в гимназии. Сразу оговоримся, что мы не ставим целью описать все плюсы системы (этого не позволяют рамки данной статьи), а расскажем только о тех её аспектах, которые реально облегчили нашу повседневную работу и без которых уже трудно обойтись.
Рассмотрим, например, циклограмму работы заместителя директора по УВР на сентябрь как часть годовой циклограммы, разработанной по трем направлениям: «Учебный процесс», «Сотрудники», «Ученики». Выполнение циклограммы осуществляется с помощью системы NetSchool, программ Microsoft Word, Excel.
Заместитель директора по УВР работает по всем трём направлениям одновременно:
1. Создает новый учебный год и учебные периоды.
2. Корректирует учебный план в NetSchool на основе утвержденного летом учебного плана гимназии.
3. Одновременно начинает работать в программе NetSchool с сотрудниками (рис.1).
4. Корректирует приказы: «Об организации питания», «О создании комиссии по тарификации», «О надбавках молодым специалистам», «О комплектовании 1, 10 классов», «О назначении ответственного за медицинское обследование» и т.д.) и, конечно, основной приказ «Об организации учебно-воспитательной работы гимназии на новый учебный год», куда входит и распределение классного руководства, комплектование групп продленного дня, назначение ответственных за кабинеты, распределение надбавок и многое другое.
5. С помощью NetSchool формирует основу для тарификационной сетки.
6. Используя эту же таблицу с помощью фильтров, формирует и различные отчеты по кадрам, такие, например, как «Качественный состав преподавателей», «Сведения об учителях родного языка» и многие другие.
7. Составляет «вручную» расписание (мы пока не успели освоить интегрированные в NetSchool программы автоматического составления расписания). Расписание в NetSchool заносят классные руководители (рис.2). После занесения расписания система позволяет сформировать порядка 25 видов различных вариантов расписаний, например:
• расписание по классам (рис.3);
• загруженность по кабинетам, что дает возможность сразу составить расписание для спецкурсов и факультативов;
• загруженность педагогов, которую можно использовать при замене уроков, и т.п.
8. Проводит работу по направлению «Ученики», перед тем как сформировать отчеты ОШ (п.п. 1, 3 — самостоятельно, а п.п. 2,4,5 — совместно с классными руководителями).
9. Корректирует ОШ, при этом заполнение страниц ОШ, связанных с подсчетом учащихся, осуществляется через авторасчет (рис.4).
Более подробно с данной циклограммой можно познакомиться в материалах конференции «Информационные технологии в образовании», которая состоялась 6-10 ноября в г. Москва («ИТО-2005»):
www.ito.su/main.php?pid=26&fid=5634 — доклад
ito.liceum.ru/presentations/5155/- презентация к докладу.
Интересным, на наш взгляд, является также работа в системе NetSchool с электронным журналом.
Сразу скажем, что занесение текущих отметок в электронный журнал для большинства учителей — достаточно трудоёмкий процесс, но электронный журнал, по сравнению с бумажным, имеет значительные преимущества. Например, в электронный журнал, в отличие от бумажного, можно занести оценки за разные виды работы (домашнее задание, ответ на уроке, тестирование и т.д.), полученные учеником в течение одного урока. При этом все эти оценки автоматически будут учтены при подсчете среднего балла и в отчетах по успеваемости.
Что ещё дает выставление текущих оценок в электронный журнал:
1. В любой момент и за любой период классный руководитель и учитель может просмотреть текущую успеваемость любого ученика в классе (рис.5) и получить информацию о посещаемости уроков. Эта информация доступна также ученику и его родителям.
2. Классный руководитель в любой момент может получить предварительный отчет об успеваемости своего класса (рис.6). Этот отчет дает возможность заранее увидеть учащихся с одной четверкой или одной тройкой по предмету и вовремя провести работу с ним, его родителями и учителями-предметниками.
3. Можно проанализировать успеваемость ученика по отдельно взятому предмету, это позволяет сделать вывод, по каким видам деятельности ученик получает удовлетворительные оценки и над чем ему еще надо поработать.
Заполнение электронного журнала позволяет составить полный отчет по предмету для учителя-предметника. После проверки контрольной работы достаточно занести отметки в электронный журнал и программа сама сосчитает количество «5», «4», «3», выпишет имена учеников, получивших оценку «неудовлетворительно», т.е. сформирует отчет о контрольной работе или тестировании. А если тестирование проводилось в самой системе, то проверка и выставление отметок в электронный журнал происходят автоматически.
В газете «Комсомольская правда» (Казань) опубликована статья о нашей гимназии «Учителя завели электронные журналы». www.kazan.kp.ru/2005/11/02/doc88923/
Интересен также первоначальный опыт создания портфолио проекта. С помощью такого проекта выпускается школьная газета «Мы». Главный редактор, педагог дополнительного образования, выстраивает портфолио в системе NetSchool в виде структурированного каталога. Наиболее крупной ячейкой каталога является отдельный выпуск (например, «№16, январь-февраль 2005»), в нем есть меньшие ячейки – полосы (например, «первая полоса»), уже в них содержатся сами материалы (рис.7). Это могут быть текстовые документы или графические документы, которые прикрепляются из ресурсов персонального компьютера. Прикрепленные документы можно изменять и удалять. Каждый документ имеет краткую характеристику: название, жанр, имя автора и комментарий. Также к любому разделу можно прикреплять ссылки в Интернет, что очень важно для такого информационного органа школы, как газета.
Создать проект может любой пользователь NetSchool. Он определяет руководителей проекта, его участников и права доступа к проекту. Права доступа можно задавать в двух режимах: просмотра и редактирования, причем к каждому разделу они устанавливаются индивидуально. Таким образом, материалы, созданные, например, Бикушевой Анной (см. рис.7), могут редактировать сама автор и редакторы, а другие участники только просматривать. Те, кто не участвует в создании газеты, не имеют доступа к портфолио. Это исключает возможность просмотра выпуска газеты до его выхода. Участникам проекта необязательно встречаться, они могут общаться с помощью Net сообщений системы NetSchool, дистанционно делать замечания или подсказки во время работы над школьной газетой.
Мы привели только три конкретных примера использования системы NetSchool. Мы освоили больше, а возможности системы ещё шире. Мы идём дальше. Присоединяйтесь.
Т.В. Лунёва, Администратор системы «NetSchool» гимназии №75 Московского района г. Казань
Г.Х. Ризатдинова, учитель математики высшей категории, заместитель директора по УВР первой категории гимназии №75 Московского района г. Казань
М.Э. Скрябнева, учитель математики первой категории, руководитель информационно-диагностического центра гимназии №75 Московского района г. Казань
  • 0
  • 25 сентября 2010, 10:15
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.