Управление образования города (района) имеет отдельный вход в систему «Сетевой Город. Образование», в реальном времени осуществляя мониторинг деятельности образовательных учреждений, учебного процесса в них. Управление образования получает следующие преимущества:
• автоматическое формирование типовых сводных отчётов по кадрам, контингенту учащихся;
• автоматическое формирование отчётности об итогах учебного процесса, в том числе по мере надобности конструирование своих отчетных форм;
• мониторинг движения учащихся не только в пределах одного образовательного учреждения, но и на уровне города (района);
• общение по внутрисистемной почте с сотрудниками школ и даже с учащимися и родителями (последняя возможность – опциональная);
• создание портала Управления образования как единой точки входа в систему «Сетевой Город. Образование», а также визитной карточки всей муниципальной системы образования;
• организация центров дистанционного обучения для детей-инвалидов, заболевших детей, одарённых детей и т.д.
Примеры типовых сводных отчётов по контингенту учащихся:
• Форма № 76-РИК;
• Форма № Д-4;
• Форма № Д-12;
• Форма № СВ-1;
• Количественный состав учащихся;
• Список учащихся-«дублей» (образовательные учреждения);
• Список учащихся-«дублей» (выпускники и выбывшие);
• Движение учащихся общеобразовательных учреждений;
• Суммарный титульный лист комплектования;
• Сводный титульный лист комплектования;
• Сводная Форма №3 (движение);
• Информация о численности детей в ОУ.
Далее дано краткое описание трёх наиболее значимых в реальной практике модулей системы «Сетевой Город. Образование».
8.1. Модуль «Движение»
В системе «Сетевой Город. Образование» большое внимание уделено реализации движения пользователей. Это позволяет по возможности сохранять полную информацию о пользователе системы (учащийся, сотрудник, родитель) в течение тех учебных лет, в которых этот пользователь зарегистрирован в системе.
Организовано единое пространство для переводов учащихся в пределах муниципального образования. Учащийся, выбывший из одной школы, становится доступным для зачисления в другую школу того же муниципального образования, с сохранением «истории» учащегося и его личного дела. Кроме того, воспитанники детского сада автоматически становятся доступными для зачисления в 1-й класс школы, и т.п. Любая операция в школьной «Книге движения учащихся» фиксируется в системе:
• зачисление учащегося в определённый класс школы;
• переход учащегося из одного класса школы в другой класс в течение учебного года;
• переход на следующий учебный год (в следующий класс) или оставление на второй год;
• выбытие из школы, при котором указывается причина выбытия – выпуск из школы (с получением аттестата), переход в другую школу и др.
В результате возможно автоматически получить наполняемость классов и учреждений на любую дату. Все «перемещения» учащихся автоматически фиксируются в соответствующих формах госстатотчётности (на уровне школы – в Форме № ОШ 1, а на уровне Управления образования автоматически формируется 76-РИК).
Для Управления образования есть поиск ребёнка по фамилии, а также средства для отслеживания «дублей», т.е. учащихся, которые по тем или иным причинам зачислены одновременно в две и более школы, что актуально в условиях нормативного финансирования образовательных учреждений.
8.2. Модуль «Конструктор отчётов»
Как и в системе «NetSchool», в системе «Сетевой Город. Образование» есть модуль «Конструктор отчётов», позволяющий создавать и использовать нестандартные табличные отчёты, не предусмотренные среди типовых.
Данный модуль позволяет не привлекать сложное профессиональное ПО (которое потребовалось бы приобретать отдельно), а строить запросы и отчёты только из Web-интерфейса системы «Сетевой Город. Образование».
«Конструктор отчётов» поддерживает доступ Управления образования (УО), которое может контролировать различные элементы образовательного процесса (контингент пользователей, движение учащихся, успеваемость, качественный состав сотрудников, дополнительное образование и др.). Модуль «Конструктор отчётов» предоставляет для этого различные объекты и их свойства, которые как раз и несут в себе смысловую нагрузку этих элементов образовательного процесса. В «Конструкторе отчётов» определяется цепочка взаимосвязанных объектов, на них дополнительно накладываются требуемые условия, которые уточняют контекст, для которого должен быть выполнен отчёт.
«Конструктор отчетов» имеет достаточно развитую структуру отношений объектов данных. Для корректного связывания объектов необходимо придерживаться определенных правил связывания (есть подробная инструкция). Возможно конструировать отчеты с различными данными:
• отчеты по сотрудникам;
• отчеты по ученикам;
• отчеты по итоговым отметкам;
• отчеты дополнительного образования;
• отчеты по движению;
• отчеты по учебному плану.
В «Конструкторе отчётов» можно создать отчёты следующих типов:
• внутришкольные (которые используют данные только одной школы и доступны сотрудникам этой школы);
• общесистемные (предназначены только для Управления образования; в них могут объединяться данные нескольких школ);
• административные (отчеты для межведомственных взаимодействий, например, для доступа социальных служб города, ИДН и др. ведомств).
«Конструктор отчётов» не предназначен для пользователей-новичков, но в то же время не требует высокопрофессиональной подготовки пользователей: для работы с ним достаточно иметь представление (но не обязательно глубокие знания) о реляционных базах данных.
8.3. Портал Управления образования
Портал Управления образования служит единой точкой входа в систему «Сетевой Город. Образование» для всех типов пользователей, а также визитной карточкой всей муниципальной системы образования. Портал может включать следующие разделы:
* Информация об учреждениях и структурных подразделениях муниципальной системы образования;
* Новости, события, фоторепортажи;
* Сайты учреждений и персональные страницы пользователей;
* Коллекции цифровых образовательных ресурсов;
* Файловые библиотеки и каталоги учебных пособий;
* Форумы по любым направлениям (например, форум психолога);
* Опросы и другие виды общения между пользователями портала (например, пользователь может задать вопрос начальнику Управления образования).
Список разделов, структура портала может настраиваться специалистами Управления образования. Часть информации может размещаться сотрудниками образовательных учреждений, например, размещая сообщение на «доске объявлений» внутри школы, можно указать его автоматическую публикацию в соответствующем разделе портала Управления образования.
Это только пример взаимодействия портала с системой «Сетевой Город. Образование». Главное, что отработана технология передачи данных из внутренней базы данных системы на портал. При внедрении системы возможна доработка портала под нужды конкретного муниципального образования.
8.4. Примеры типовых сводных отчётов для Управления образования
В систему «Сетевой Город. Образование» встроены типовые сводные отчёты для Управления образования, которые также построены с использованием «Конструктора отчётов». Важно, что все отчёты дают информацию высокой актуальности, так как работа всех пользователей в системе происходит в реальном времени. Список отчётов дан в алфавитном порядке:
• Движение: Информация о выбытии по параллелям учащихся (отсев 1-9 кл.), из ОУ до получения образования
• Движение: Информация о прибытии по параллелям учащихся в ОУ
• Движение: Информация о причинах выбытия учащихся (отсев 1-9 кл.), из ОУ до получения образования
• Движение: Информация о распределении выпускников 11 (9) классов, окончивших общеобразовательные школы
• Движение: Трудоустройство выпускников 11 (9) классов детей-сирот, окончивших общеобразовательные школы
• Девиантное поведение обучающихся
• Итоги успеваемости в параллелях по учебным периодам
• Итоги успеваемости классов по учебным периодам
• Контингент учащихся по сменам
• Контингент учащихся по учебным периодам
• Контрольные списки работников образования
• Поиск ребёнка по фамилии
• Результаты письменных (устных) экзаменов выпускников 9-х классов
• Сведения о количестве поданных заявок на аттестацию руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений
• Сведения о количестве руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших аттестацию
• Сведения об итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных школ
• Сведения об обучении больных детей на дому
• Сведения об учреждениях дополнительного образования детей, количество групп (количество детей)
• Сводный отчет о заявках на аттестацию руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений
• Сводный отчет об аттестации руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений
• Формирование списка работников школы
8.5. Модуль мониторинга качества образования
В качестве «надстройки» над системой «Сетевой Город. Образование», кроме Портала Управления образования, существует еще модуль мониторинга качества образования (далее модуль «Мониторинг»).
Данный модуль обеспечивает не только контроль за успеваемостью и качеством преподавания, но и за техническим и прочим обеспечением учебного процесса, обеспечивает оперативный обмен информацией между образовательными учреждениями и Управлением образования.
Модуль «Мониторинг» построен на основе системы индикаторов. Индикатор – показатель, вычисленный или введенный в систему, и характеризующий некоторый аспект деятельности одного учреждения или целой системы образования в рамках муниципалитета. Для уменьшения ручной работы пользователей, система обеспечивает получение максимально возможного количества значений индикаторов из системы «Сетевой Город. Образование».
Собственно модуль «Мониторинг» представляет собой оболочку, которая может быть наполнена индикаторами, разработанными Заказчиком. Примеры индикаторов, разработанных специалистами Управления образования г. Челябинска:
№ Наименование индикатора
1. Количество автономных ОУ
2. Количество аккредитованных ОУ
3. Количество учителей, имеющих высшее образование
4. Количество учителей пенсионного возраста
5. Количество вакансий в штате педагогических работников
6. Количество молодых специалистов ОУ, получивших единовременную материальную помощь
7. Количество учителей, имеющих государственные награды и почетные звания
8. Количество учителей, получивших грант Президента РФ
9. Количество учителей, получивших грант Губернатора области
10. Количество педагогических работников ОУ, имеющих высшую квалификационную категорию
11. Количество неаттестованных учителей
12. Количество ОУ использующие в процессе управления АСУ
13. Количество учащихся, обучающихся в профильных классах (10-11)
14. Количество учащихся, изучающих два иностранных языка
15. Количество учащихся, пользующихся платными образовательными услугами в рамках ОУ
16. Количество учащихся, принимающих участие олимпиадах и конкурсах различного уровня
17. Количество учащихся, принимающих участие в телекоммуникационных олимпиадах и конкурсах
18. Количество выпускников 9 классов всего
19. Количество выпускников 9 классов, обладающих ИКТ-компетентностью
20. Доля выпускников основного общего образования, перешедших на следующую ступень
21. Доля выпускников – среднее (полное) общее образование – перешедших на следующую ступень, всего
22. Количество учеников ОУ, оставленных на повторное обучение
23. Доля выпускников, сдававших экзамены по профильным предметам
24. Доля учащихся 9-х классов, прошедших государственную (итоговую) аттестацию и получивших документ об образовании особого образца
25. Доля выпускников 11 классов, владеющих иностранным языком на уровне функциональной грамотности (по программам углубленного изучения), в общей численности выпускников
26. Доля выпускников, поступивших в вузы по результатам участия в олимпиадах
27. Доля выпускников 11 классов, награжденных золотыми и серебряными медалями, в общей численности выпускников за отчетный год
28. Количество объединений дополнительного образования и др.
Построение единой информационно-образовательной среды муниципального образования на основе системы «Сетевой Город. Образование»
Концепция, краткое описание, опыт внедрения
Подготовлено в ЗАО «ИРТех» www.ir-tech.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.