О практике введения новых систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 февраля 2008 г. г. Москва № 14
О практике введения новых систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений
в ряде субъектов РФ в рамках комплексного проекта
модернизации образования и действиях Профсоюза
Обсудив информацию Заместителя Председателя Профсоюза Куприяновой Т.В., председателей территориальных организаций, а также информацию, содержащуюся в справке, о практике введения новых систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в ряде субъектов РФ в рамках комплексного проекта модернизации образования и действиях Профсоюза (справка прилагается),
ПРЕЗИДИУМ ЦК ПРОФСОЮЗА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести на обсуждение членов Пленума ЦК Профсоюза предложения:
— об обращении в адрес Минобрнауки России по вопросам совершенствования реализации КПМО в части введения новых систем оплаты труда в субъектах РФ;
— по определению приоритетных направлений и форм деятельности Профсоюза, его территориальных и первичных организаций по участию в разработке и реализации новых систем оплаты труда в рамках комплексного проекта модернизации образования.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Профсоюза Куприянову Т.В.
Председатель Профсоюза Г.И.Меркулова
СПРАВКА о практике введения новых систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в ряде субъектов Российской Федерации в рамках комплексного проекта модернизации образования
1. Общий обзор комплексного проекта модернизации образования (КПМО).
Начиная с 2007 года деятельность Профсоюза и его организаций в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО) во многом определяется участием в реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО) по направлениям, связанным с переходом на нормативное подушевое финансирование (НПФ) общеобразовательных учреждений; введением новой системы оплаты труда (НСОТ) учителей; расширением общественного участия в управлении образованием, развитием региональной системы оценки качества образования (РСОКО) и развитием сети общеобразовательных учреждений.
I. Общий объем средств федерального бюджета на реализацию данного направления КПМО в 2007 году составил 4,05 млрд. рублей.
Общий запланированный годовой объем регионального софинансирования КПМО составил 7,7 млрд. рублей.
Структура расходования средств в рамках внедрения КПМО предполагает, что за счет средств федерального бюджета, в первую очередь, закладываются основы для обеспечения необходимых структурных изменений сети, обеспечивающих в дальнейшем повышение эффективности расходования образовательных ресурсов.
Значительная часть средств федерального бюджета в рамках проекта направлена также на обеспечение прозрачности и эффективности управления системой образования в целом, на информационное и организационное сопровождение этого нового направления национального проекта.
На федеральном уровне организован постоянно действующий мониторинг хода реализации КПМО, который призван обеспечивать доступность и оперативность отслеживания процесса реализации КПМО, его публичный характер, объективность, «прозрачность» и открытость, в том числе для достижения цели — расширения общественного участия в управлении образованием.
Практически 80 % субъектов РФ приняли участие в конкурсных отборах. Победителями в 2007 году признаны 21 субъект РФ, а в 2008 году — 10 субъектов РФ. На сегодняшний день 31 регион в рамках ПНПО претворяют в жизнь пять направлений КПМО, призванных изменить к лучшему условия труда учителей, включая повышение заработной платы, повысить качество и результативность педагогического труда, привлечь к управлению школой общественность, обеспечить современные условия для получения обучающимися качественного образования.
Первые итоги реализации КПМО показали хорошие результаты в части улучшения материально-технического обеспечения образовательных учреждений и оснащенности учебно-воспитательного процесса, роста возможностей повышения квалификации учителей, расширения общественного участия в управлении образованием.
Территориальные, районные, городские и первичные организации Профсоюза субъектов РФ – победителей конкурсов КПМО активно включились в его реализацию.
Этими организациями в тесном взаимодействии с органами управления образованием проделана большая работа, связанная с подготовкой и совершенствованием нормативных правовых актов, работа по контролю за внесением необходимых изменений в трудовые договоры работников, закреплению в территориальных соглашениях и коллективных договорах достигнутых положительных результатов КПМО, по контролю за трудоустройством и переобучением высвобождающихся работников в ходе реструктуризации учреждений, проведению консультаций, различных мониторингов и обсуждению их итогов, по включению представителей выборных профсоюзных органов в деятельность советов всех уровней, в том числе управляющих советов общеобразовательных учреждений и др.
В ряде субъектов РФ (Тамбовская область, Республика Чувашия и др.) вполне ощутимы первые результаты реализации НСОТ: наблюдается рост заработной платы, в том числе на основе применения сформированной системы стимулирующих выплат, распределяемых с участием органов государственно-общественного управления, что позволяет обеспечить материальное поощрение деятельности учителей и других педагогических работников с учетом ее качества и результативности.
II. Обзор систем оплаты труда учителей на основе конкурсных заявок субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО)
Всего в двух конкурсах КПМО участвовало 67 субъектов Российской Федерации.
На первый конкурс был допущен 51 субъект Российской Федерации, из них:
20 субъектов РФ заявляли систему оплату труда учителей на основе стоимости 1 ученико/часа: Белгородская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Республика Мордовия, Самарская область, Свердловская область, Новосибирская область, Липецкая область Архангельская область, Республика Марий Эл, Нижегородская область, Тюменская область, Республика Алтай, Кемеровская область, Омская область, Агинский Бурятский АО, Амурская область.
31 субъект РФ заявили иные системы оплаты труда: Брянская область, Владимирская область, Калужская область, Московская область, Тамбовская область, Тверская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Саратовская область, Тульская область, Астраханская область, Пермский край, Иркутская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Ярославская область, г. Москва, Республика Карелия, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Ульяновская область, Челябинская область, Красноярский край, Томская область, Республика Саха (Якутия), Камчатская область.
Победителями стали 21 субъект РФ: Белгородская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Краснодарский край, Красноярский край, Волгоградская область, Самарская область, Свердловская область, Новосибирская область, Московская область, Тамбовская область, Тверская область, Новгородская область, Псковская область, Астраханская область, Республики Бурятия, Северная Осетия, Чувашия, Мордовия, Саха (Якутия).
10 субъектов-победителей первого конкурса КПМО согласно заявке должны были реализовать систему оплаты труда на основе стоимости 1 ученико/часа: Белгородская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Республика Мордовия, Самарская область, Свердловская область, Новосибирская область.
11 субъектов-победителей первого конкурса заявили другие системы оплаты труда: на основе схем ставок (окладов) — Московская область; на основе базовых окладов (ставок) и повышающих коэффициентов — Тверская область, Псковская область, Астраханская область, Республика Северная Осетия, Республика Саха (Якутия); штатно-окладную систему — Республика Бурятия, Республика Чувашия, Тамбовская область; сохранение ЕТС с применением стимулирующих выплат — Новгородская область, Красноярский край.
Некоторыми регионами из числа 10 субъектов-победителей первого конкурса КПМО, заявивших систему оплаты труда на основе стоимости 1 ученико/часа, были внесены изменения в заявленные обязательства:
— в Ивановской области принята иная система оплаты труда учителей на основе базовой ставки заработной платы и повышающих коэффициентов;
— в Волгоградской области пока ограничиваются установлением различных стимулирующих надбавок;
— имеются серьезные проблемы в реализации данной системы оплаты труда в Воронежской области;
— в Новосибирской области губернатором принято решение, в соответствии с которым оплата труда учителей стала осуществляться без учета количества обучающихся в классе;
— в других территориях при определении количества обучающихся применяются различные повышающие коэффициенты, либо в сельской местности за норму принимается не 25 обучающихся, а 14, что в результате нивелирует сам принцип учета количества обучающихся при оплате труда учителей.
Вместе с тем, субъекты РФ, заявившие системы оплаты труда на основе базовых ставок (окладов) склоняют в административном порядке к введению системы оплаты труда учителей на основе стоимости 1 ученико/часа (Республика Бурятия, Московская область и др.)
На второй конкурс КПМО заявились 31 субъект РФ: Пермский край, Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Томская область, Амурская область, Кемеровская область, Республика Тыва, Республика Алтай, Омская область, Оренбургская область, Республика Марий-Эл, Республика Адыгея, Магаданская область, Ставропольский край, Костромская область, Ленинградская область, Республика Хакасия, Мурманская область, Читинская область, Пензенская область, Саратовская область, Калужская область, Республика Карелия, Еврейская АО, Камчатский край, Ульяновская область, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Республика Дагестан, Смоленская область, Удмуртская Республика.
15 из 51 участника, не победивших в первом конкурсе КПМО и из 31 субъекта, подавших заявку на 2 конкурс, стали участниками конкурса повторно: Пермский край, Томская область, Амурская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Омская область, Республика Марий-Эл, Ленинградская область, Мурманская область, Саратовская область, Калужская область, Республика Карелия, Камчатский край, Ульяновская область, Агинский Бурятский АО.
15 из 51 участника первого конкурса КПМО повторно не изъявили желания участвовать во втором конкурсе КПМО:
Липецкая область Архангельская область, Нижегородская область, Тюменская область, Брянская область, Владимирская область, г. Санкт-Петербург, Тульская область, Иркутская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Ярославская область, г. Москва, Республика Ингушетия, Республика Татарстан.
13 из 31 участника второго конкурса заявили НСОТ на основе стоимости 1 ученика/часа: Пермский край, Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Томская область, Амурская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Омская область, Оренбургская область, Республика Марий-Эл, Республика Адыгея, Магаданская область, Еврейская АО.
2 субъекта РФ: Калужская область, Камчатский край, реализуя систему оплаты труда учителей на основе базовых окладов и повышающих коэффициентов, на основе заявки параллельно решили реализовать и систему оплаты труда учителей на основе стоимости 1 ученика/часа.
12 субъектов РФ, принимавших участие во втором конкурсе КПМО, заявили систему оплаты труда на основе базовых окладов (ставок) и повышающих коэффициентов: Республика Тыва, Ставропольский край, Костромская область, Читинская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область, Агинский Бурятский АО, Республика Коми, Республика Дагестан, Смоленская область, Удмуртская Республика.
3 субъекта РФ, принимавших участие во втором конкурсе КПМО, заявили тарифную систему оплаты труда: Ленинградская область, Республика Хакасия, Мурманская область.
1 субъект РФ, принимавших участие во втором конкурсе КПМО, заявил штатно-окладную систему оплаты труда учителей с изменением порядка нормирования труда учителей, изменением наименований их должностей: Республика Карелия.
10 субъектов РФ стали победителями второго конкурса КПМО: Пермский край, Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Томская область, Амурская область, Республика Алтай, Саратовская область, Калужская область, Республика Карелия, Еврейская АО.
Заявили систему оплаты труда на основе стоимости 1 ученико/часа 7 субъектов РФ: Пермский край, Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай, Томская область, Амурская область, Еврейская АО.
Саратовская область заявила систему оплаты труда на основе базовых окладов (ставок) и повышающих коэффициентов. Калужская область, реализуя систему оплаты труда учителей на основе базовых окладов (ставок) и повышающих коэффициентов, заявила о решении параллельно осуществлять и систему оплаты труда учителей на основе стоимости 1 ученико/часа.
Республика Карелия заявила штатно-окладную систему оплаты труда учителей с изменением порядка нормирования их труда и изменением наименований их должностей.
Ш. Об имеющихся разногласиях между Минобрнауки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования
С точки зрения Профсоюза, не осуществлено надлежащее правовое оформление проведения эксперимента по введению НСОТ в регионах.
Между Министерством и Профсоюзом сохраняются разногласия по правовым аспектам введения НСОТ в регионах. Несмотря на перманентно продолжающиеся дискуссии, к сожалению, до сего времени не удается придти к компромиссу.
Как известно, проведение КПМО регламентируется двумя нормативно-правовыми актами, в частности, постановлением Правительства РФ от 30.12.06г. № 848 (с изменениями, внесенными постановлением от 01.12.07г. № 826) и приказом Министерства образования и науки РФ от 15.01.07г. № 8.
Эти нормативные правовые акты направлены на формирование конкретных организационно-правовых и финансовых механизмов поддержки субъектов РФ, внедряющих КПМО, и не предусматривают положения, связанные с изменением действующего федерального законодательства по вопросам, относящимся к правовому регулированию основных направлений конкурса, и, прежде всего, вопросов введения новых систем оплаты труда.
Введение новых систем оплаты труда касается сферы трудовых отношений, правовое регулирование которых осуществляется и федеральным, и региональным законодательством. Вместе с тем, несмотря на предоставление права субъектам РФ принимать соответствующие нормативные правовые акты, они не могут противоречить федеральному законодательству и, в частности, Трудовому кодексу и Конституции РФ.
Таким образом, реализация конкурса и участие субъекта РФ в этом проекте никак не может расцениваться как карт-бланш на нарушение федерального законодательства, даже в случае достижения определенных результатов в направлении повышения доходов учителей по итогам первого года реализации проекта.
К сожалению, Минобрнауки России допускает возможность направлять в субъекты РФ документы методического характера, не являющиеся нормативными правовыми актами, но которые содержат положения, по существу ориентирующие субъекты РФ – участников конкурса на принятие нормативно-правовой базы, противоречащей федеральному законодательству. В частности, это касается модельной методики, направленной Министерством в регионы 22.11.07г., которая, в отличие от первого конкурса, по итогам которого победили территории, заявившие иные методики, предложена участникам в качестве практически безальтернативной, что может, по нашему мнению, привести к расширению масштабов формирования регионального правового поля, противоречащего федеральному законодательству.
По мнению Профсоюза, уровень работы Министерства образования и науки РФ по методическому сопровождению и правовому регулированию вопросов, связанных с введением новых систем оплаты труда в регионах, является недостаточным.
К сожалению, до настоящего времени не обнародованы итоги мониторинга по вопросам социальной напряженности в связи с введением новой системы оплаты труда (НСОТ), проведенного федеральными модераторами проекта (декабрь 2007 года), а ведь это – важный индикатор успешности проведения конкурса.
Итоговые материалы по результатам реализации КПМО за 2007 год должны содержать объективную оценку опыта введения КПМО в каждом из 21 региона, достигнутых реальных результатов по всем направлениям проекта, отношения работников общеобразовательных учреждений к изменившимся условиям труда, а также предложения по дальнейшей реализации проекта, составленные на основе анализа реализации КПМО.
Профсоюз будет настаивать на проведении такого анализа и доступности итоговой информации по реализации КПМО для всех заинтересованных учреждений и регионов, а не только для участников проекта.
IY.Отношение Профсоюза к реализуемым в субъектах РФ методикам формирования новых систем оплаты труда
1. Методика формирования НСОТ исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги в расчете на 1 ученико-час.
Профсоюз не может согласиться с порядком формирования базовой части заработной платы учителя, устанавливаемой в соответствии с модельной методикой Минобрнауки РФ в зависимости от количества учащихся в классе. Именно поэтому Профсоюзом не согласована эта методика, рекомендованная Министерством, как этого требует трудовое законодательство и что предусмотрено в соглашении Профсоюза с Минобрнауки РФ.
Снижение размера оплаты труда учителей за меньшее (по сравнению с нормативным) количество учеников в классе путем применения понижающих базовые оклады коэффициентов воспринимается учителями как незаслуженное наказание, вызывает непонимание и несогласие с их стороны. Учитель становится заложником различных, не зависящих от него обстоятельств, не позволяющих формировать классы установленной наполняемости.
Предложенные в модельной методике Минобрнауки РФ организационно-экономические механизмы формирования и распределения фонда оплаты труда, основанные на стоимости бюджетной образовательной услуги в расчете на один ученико/час и направленные на повышение эффективности бюджетных расходов, по мнению Профсоюза, представляется неправомерным использовать для формирования собственно системы оплаты труда в связи с отсутствием основных принципов и норм её построения, устанавливаемых трудовым законодательством. Полагая так, Профсоюз исходит из того, что в зависимости от количества учащихся в школе при применении нормативно – подушевого финансирования образовательного учреждения формируется фонд оплаты труда работников. А распределяться фонд оплаты труда должен в соответствии с утвержденными принципами формирования системы оплаты труда, закрепленными в соответствующих нормативных правовых актах, и с учетом результативности и качества труда педагогических и других работников.
В Республике Бурятия, победившей в 2007 году в первом конкурсе регионов на право получения государственной поддержки для модернизации региональной системы образования в рамках КПМО, в начале 2007/2008 учебного года было принято решение (18 сентября 2007 г.) об изменении методики формирования НСОТ по сравнению с указанной в заявке на участие в конкурсе. В результате подготовка нормативной правовой базы формирования НСОТ по новой методике, основанной на стоимости одного ученико/часа, растянулась до конца 2007 года. При этом расчет заработной платы работников школ, определенных для участия в эксперименте в 2007 году, до настоящего времени осуществляется исходя из порядка её исчисления, использованного в предыдущем 2006/2007 учебном году.
В трудовые договоры с работниками экспериментальных школ не внесены необходимые изменения, не внесены они и в коллективные договоры и соглашения.
Ситуация с введением НСОТ в Республике Бурятия усугубляется применением несовершенной методики нормативно-подушевого финансирования школ и необходимостью её серьезной доработки и адаптации к существующим условиям. Вместе с тем руководством Республики готовится решение о введении НСОТ во всех школах Республики с апреля 2008 года.
В настоящее время Бурятский республиканский комитет Профсоюза настаивает на пересмотре срока перевода на НСОТ всех общеобразовательных учреждений региона, переносе его на более поздний срок и предлагает принять меры по совершенствованию нормативной правовой базы и предварительной отработке НСОТ в экспериментальном режиме в ранее определенных для этого образовательных учреждениях.
Сложность процесса совершенствования новой системы оплаты труда можно также наглядно проследить на примере Тюменской области, в которой впервые была применена методика формирования и распределения фонда оплаты труда, основанная на стоимости бюджетной образовательной услуги в расчете на один ученико/час, рекомендованная впоследствии Министерством образования и науки РФ всем регионам.
Так, в постановление администрации Тюменской области об утверждении методики формирования и распределения фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений изменения вносились неоднократно: дважды – в 2005 году, затем в 2006 году и, наконец, в августе 2007 года методика была утверждена в новой редакции. В новой редакции методикой предусмотрена обязательность установления в трудовом договоре конкретного должностного оклада работника, компенсационных выплат, в том числе за вредные условия труда, то есть предусмотрен более высокий уровень социальных гарантий по оплате труда по сравнению с начальной методикой.
Внесены существенные изменения в порядок формирования и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, а также централизованного органом управления образованием фонда оплаты труда. Все это позволило создать значительно более стабильный порядок финансирования затрат на оплату труда работников общеобразовательных учреждений области.
Таким образом, внесенные в методику Тюменской области изменения, явились адекватным ответом на утверждение Профсоюза о том, что применение понижающего коэффициента к базовой (расчетной) части оплаты труда учителя в случае меньшей фактической наполняемости класса (по сравнению с нормативной) лишает учителей постоянной, гарантированной части оплаты труда.
На декабрьском Форуме регионов – кандидатов на участие в реализации КПМО все указанные замечания были поддержаны участниками Форума, которые, выражая поддержку формированию заработной платы из двух частей – базовой и стимулирующей, одновременно высказали негативное отношение к порядку расчета заработной платы на основе модельной методики формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденной Министерством образования и науки РФ 22.11.07 г. и направленной в субъекты РФ.
2. Штатно-окладная система оплаты труда, основанная на изменении порядка нормирования труда учителя, других педагогических работников на региональном уровне, вызывает возражения Профсоюза по следующим причинам:
Изменение нормирования труда педагогических работников нормативными правовыми актами субъектов РФ противоречит федеральному законодательству, поскольку это – компетенция Российской Федерации.
Переход к штатно-окладной системе оплаты труда, предусматривающий пребывание учителя в течение 6-7 часов в здании школы, как правило, не сопровождается созданием необходимых условий, то есть наличием оборудованного рабочего места, организацией горячего питания для учителя и т.д.
Кроме того, реализуемое регионами нормирование проведено самодеятельно, даже без осуществления хронометража отдельных видов работ, включая время на подготовку к урокам.
Замещение уроков отсутствующих учителей оплачивается либо в рамках этих же 36 рабочих часов, либо применяется почасовая оплата.
При провозглашенной 18-часовой учебной нагрузке у некоторых учителей она гораздо больше и т.д.
Введение оплаты труда за внеаудиторную нагрузку в данном случае не сопровождается изменением базисного учебного плана и может быть осуществлено за его рамками, что, безусловно, приводит к необходимости дополнительного финансирования затрат на заработную плату и дополнительной нагрузки учителя и учащегося. Если дополнительное финансирование не производится, введение внеаудиторной нагрузки учителя приведет либо к нарушению базисного учебного плана, либо к уменьшению стоимости педагогического часа учителя. Практика введения штатно-окладной системы оплаты труда приводит чаще всего к уменьшению стоимости педагогического часа учителя.
3. Отсутствие разработанных на федеральном уровне рекомендаций, методик оценки результативности и качества труда учителя, опирающихся на научно-обоснованные критерии и показатели.
Предлагаемые при решении вопросов об установлении стимулирующих выплат с участием общественности механизмы оценки труда учителя через ЕГЭ, средний балл успеваемости, как считает Профсоюз, не могут объективно оценить труд учителей разных предметов с учетом разных психофизических особенностей детей, от которых зависит степень и результат их обучаемости.
В ряде регионов рекомендуется использовать до 100 критериев для установления стимулирующих надбавок и учителя обязаны ежедневно составлять по всем этим критериям отчеты. В других регионах учителя в качестве внешней оценки должны сдавать ЕГЭ по преподаваемому предмету и при положительном результате получить возможность на большую стимулирующую часть зарплаты, чем те учителя, у кого по предмету ЕГЭ не предусмотрен.
Велика опасность возврата к «процентомании» в стремлении оценить качество и результативность труда учителя в количественных показателях.
На федеральном уровне не сделана попытка разработки соответствующих рекомендаций, методик оценки качества труда учителей в рамках ФЦПРО, хотя Профсоюзом такие предложения были сделаны в прошлом году.
В случае введения штатно-окладной системы оплаты труда учителей велик риск создания еще большей перегрузки обучающихся, поскольку учителя вынуждены отрабатывать свое увеличенное внеурочное рабочее время за счет свободного времени учеников. Кроме того, при стремлении в ходе нормирования учесть в рабочем времени учителя все возможные виды его деятельности и обязанности, на подготовку к занятиям остается минимальное количество времени.
Совершенствование нормирования труда учителя, по мнению Профсоюза, должно стать предметом научных и практических исследований и завершиться принятием соответствующего нормативного правового акта на федеральном уровне, поскольку определение продолжительности рабочего времени конкретных категорий педагогических работников является компетенцией Правительства РФ.
4. Министерство образования и науки РФ, имеющее в соответствии с Законом РФ «Об образовании» полномочия по установлению порядка аттестации руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений, в том числе по его изменению, значительно затянуло процесс внесения изменений в действующее федеральное Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее – Положение), требуемых в связи с новыми задачами по обновлению содержания и повышению качества образования.
Как известно, катализатором системных изменений в образовании, направленных на обеспечение доступности качественного образования для всех граждан, создание современных условий обучения, достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества, был избран и стал Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), реализация его основных принципов – ставка на лидеров, внедрение новых финансово-экономических механизмов, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов, широкое привлечение общественности, а также мероприятия по государственной поддержке субъектов РФ, внедряющих КПМО, с целью поддержки их усилий по модернизации региональных образовательных систем, включая изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей.
Законодательное же закрепление новой структуры государственного образовательного стандарта и порядка его принятия (№ 309-ФЗ от 01.12.2007 г.), разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и соответствующая перестройка системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров стали для федерального центра, если можно так выразиться, задачами второго плана. Именно поэтому, по мнению Профсоюза, аттестация педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений стала все больше использоваться в субъектах РФ в качестве инструмента повышения качества общего образования и, в первую очередь, в качестве мотивационного механизма повышения квалификации кадров и, конечно, при активной поддержке и фактическом одобрении Министерства образования и науки РФ. Но без передачи регионам в законодательном порядке полномочий по изменению порядка аттестации кадров.
Многие педагогические работники, особенно молодые, обеспокоены все усложняющимся доступом к получению квалификационной категории из-за того, что региональные нормативные акты вводят условия аттестации, предусматривающие установление новых повышенных требований к аттестуемым в рамках реализуемых в регионах форм и процедур аттестации, которые не соответствуют действующим федеральным требованиям по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности для присвоения квалификационной категории, а также федеральному Положению.
Среди таких новых требований к аттестуемым можно назвать: всевозможные дополнительные справки, «портфолио» учителя, прилагаемые к его заявлению; установление обязательных требований к стажу и образованию для присвоения той или иной квалификационной категории, предварительному прохождению курсов повышения квалификации, в том числе по информационно-компьютерной технологии, компьютерного тестирования, сдаче учителями ЕГЭ по преподаваемому предмету; установление правила переаттестации работников, уже имеющих квалификационные категории, до завершения срока их действия, для получения права на более высокий уровень оплаты труда и т.д.
По мнению Профсоюза, определение порядка аттестации руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений должно остаться в компетенции Российской Федерации, как и разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Одновременно необходимо Министерству образования и науки РФ ускорить подготовку и утверждение нового Положения с учетом современных требований к содержанию и качеству образования, направленных на стимулирование развития профессионального потенциала педагогических и руководящих кадров, либо внести необходимые изменения в действующее Положение. Эта работа должна быть проведена при заинтересованном участии Профсоюза, способного, по нашему мнению, сформировать необходимые предложения по изменению федерального порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, требований по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководителям, специалистам (педагогическим работникам).
Y. Об участии Профсоюза в разработке новой системы оплаты труда федеральных бюджетных учреждений и установлении единых принципов формирования новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов
В настоящее время Министерство образования, Рособразования и Профсоюз в рамках созданной Министерством рабочей группы активно работают над подготовкой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.07 № 605 предложений по формированию нормативной правовой базы для введения новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений в тесном взаимодействии с Министерством здравоохранения и социального развития России, единственным Министерством, которое имеет полномочия по определению государственной политики в области оплаты труда. Подготовка этих предложений осуществляется в рамках реализации постановления Правительства № 605 и в соответствии с принципами формирования систем оплаты труда бюджетных учреждений, определенных Трудовым кодексом РФ, на основе базовых ставок (базовых окладов), устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам должностей руководителей, специалистов и служащих и профессий рабочих
Кроме того, при активном участии Профсоюза подготовлены и утверждены Минздравсоцразвития России Методические рекомендации по введению новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений приняты в соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ Единые рекомендации на 2008 год об установлении систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, которые определяют принципы и перечень норм по оплате труда, являющиеся обязательными для применения на всей территории России. Игнорировать эти документы и эти принципы при формировании и реализации НСОТ в регионах вряд ли удастся.
Профсоюз намерен настаивать на внесении некоторых изменений и дополнений в постановление Правительства РФ № 605, добиваться установления дополнительных гарантий дифференциации уровней оплаты труда отдельных категорий должностей руководителей, специалистов и служащих по квалификационным уровням внутри профессиональных квалификационных групп, установления перечней компенсационных и стимулирующих выплат с учетом специфики сферы образования. Кроме этого, начаты консультации по определению принципов установления размеров базовых ставок (базовых окладов). Позиция Профсоюза – начальный базовый оклад для группы должностей, для занятия которых не требуется наличие профессионального образования, должен быть установлен на уровне не ниже утвержденного законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с установленными сроками работа над формированием новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений должна быть завершена к 1 июня т.г. Затем Правительством России будут определены сроки, порядок и объем финансирования мероприятий по введению новых систем оплаты труда в разных видах деятельности в бюджетной сфере.
Поэтому нам всем вместе предстоит много потрудиться для эффективной реализации запланированного масштабного социального проекта – введения новой системы оплаты труда в сфере образования и для того, чтобы успешно реализовать необходимые меры по исправлению некоторых непродуманных решений, устранению допущенных нарушений в сфере нормирования и оплаты труда учителей и других работников образования.
YI. Выводы.
Изучение материалов Минобрнауки РФ о результатах первого года реализации в субъектах Российской Федерации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) и введения в них НСОТ, а также изучение практики введения НСОТ в условиях КПМО в ряде регионов специалистами ЦК Профсоюза в 2007 году позволяют сделать вывод о необходимости:
1. Обратиться в адрес Минобрнауки России с предложениями:
— ускорить разработку требований к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и к результатам освоения образовательных программ с целью обеспечения современного качества образования;
— провести с участием Рособрнадзора, Рострудинспекции, Общероссийского профсоюза образования проверку порядка, условий и социальных последствий сокращения педагогических и других кадров, соблюдения российского трудового законодательства в ходе модернизации российского образования, в том числе в регионах, внедряющих КПМО на конкурсной основе;
— разработать и довести в 2008 году до субъектов РФ методику проведения диагностики оценки качества и результативности труда учителя, опираясь на результаты реализации комплексного проекта модернизации образования в 2007 году и ежегодного конкурсного отбора 10 000 лучших учителей;
— совместно с отраслевым Профсоюзом и экспертным сообществом завершить разработку нового федерального положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений до начала нового 2008/2009 учебного года, либо внести необходимые изменения в действующее Положение с целью обеспечения объективной оценки квалификации учителей (работников образования), ориентируясь на современные требования к качеству образования;
— совместно с федеральными модераторами КПМО подготовить содержательную оценку опыта введения в 2007 году КПМО в каждом из 21 регионов, включающую, в том числе оценку достигнутых результатов по всем внедряемым моделям НСОТ;
— провести совместно с Общероссийским профсоюзом образования семинар руководителей органов управления образованием субъектов РФ и руководителей территориальных организаций Профсоюза по проблемам введения новых систем оплаты труда работников образования в рамках КПМО (сентябрь-октябрь 2008 г.).
2. Внести на обсуждение членов Пленума предложения по определению приоритетных направлений и форм деятельности Профсоюза, его территориальных и первичных организаций по участию в разработке и реализации новых систем оплаты труда в рамках КПМО, учитывая важность решения следующих задач:
— провести анализ результатов внедрения КПМО в 2007 году не только по утвержденным на федеральном уровне индикаторам, а с учетом соблюдения социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образовательных учреждений, установленных федеральным законодательством при введении новых систем оплаты труда (НСОТ), на основе итогов социологического исследования по вопросам внедрения НСОТ, организованного федеральными модераторами проекта и проведенного в субъектах РФ (декабрь 2007 года), сформулировав при этом объективную оценку достигнутых результатов по всем направлениям проекта.
— подготовить предложения по дальнейшей реализации проекта, сформировав меры по устранению в региональных нормативных правовых актах положений, противоречащих федеральному законодательству и, прежде всего по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников;
— организовать постоянное изучение изменений кадрового состава общеобразовательных учреждений в связи с их реструктуризацией, и определения на его основе комплекса мер по предотвращению необоснованных оптимизации сети образовательных учреждений, высвобождения работников при реализации КПМО, их последующему трудоустройству, переобучению;
— осуществлять проведение хронометража всех видов деятельности работников с целью обоснования и определения норм педагогической нагрузки, размеров и перечней стимулирующих выплат, а также доплат работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующих работников без освобождения от работы (ст.151 ТК РФ);
— повысить ответственность профсоюзных организаций всех уровней за своевременное внесение изменений и дополнений в соглашения и коллективные договоры, трудовые договоры работников в части изменения их условий труда при переходе на НСОТ;
— обеспечить обязательное участие представителей работников в лице выборных профсоюзных органов в распределении стимулирующих и иных поощрительных выплат в целях выполнения норм трудового законодательства в условиях развития государственно-общественного управления образованием.
Примечание. Настоящая справка подготовлена специалистами отдела по вопросам общего образования аппарата ЦК Профсоюза на основе материалов Минобрнауки России о результатах первого года реализации в субъектах Российской Федерации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) и изучения практики внедрения КПМО в Тамбовской области, Республике Чувашия и других регионах специалистами ЦК Профсоюза в 2007 году.
- 0
- 24 сентября 2010, 10:28
- admin
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.