Тест для учителей русского языка и литературы

Русский язык

1.Диалект- это:
а) разновидность национального языка, обладающая произносительными, морфологическими, лексическими, синтаксическими особенностями и используемая на определенной территории;
б) разновидность литературного языка, используемая при деловом общении;
в) разновидность национального языка, используемая всеми носителями языка в повседневном общении;
г) речь людей определенной группы профессий.

2.В систему русской орфографии входит
а) передача буквами фонемного состава слова;
б) разбор предложения по членам предложения;
в) словообразовательный разбор, пунктуационный анализ;
г) лингвистический анализ текста.

3.Какие виды работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся?
а) синтаксическая;
б) сдоварно-орфоэпическая. сдоварно-стидистическая;
в) графическая;
г) словарно-морфологическая.

4. На каких принципах строятся правила слитного, раздельного илидефисного написания слов?
а) дексико-синтаксический. сдовообразоватедьно-композиционный.
традиционный;
б) морфологический;
в) композиционно-синтаксический;
г) стилистический.

5. На каких принципах строится употребление прописных букв?
а) синтаксический, морфологический, семантический, словообразовательный;
б) графический, смысловой, стилистический;
в) структурный;
г) фонетический.

6. Какой принцип лежит в основе переноса части слова на следующую строку?
а) пунктуационный;
б) фонематический;
в) морфологический;
г) синтаксический.

7. Содержание работы по развитию речи складывается из:
а) фонетики, лексики, синтаксиса;
б) обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся;
в) умения осуществлять фонетический, словообразовательный, синтаксический анализ;
г) формирования навыков правописания.

8. Предметом работы по развитию речи на уроках русского языка являются:
а) нормы русского литературного языка;
б) коммуникативно- целесообразная речь;
в) функционирование языковых единиц;
г) объяснение знаков препинания.

9. Задания аналитического характера по готовому тексту могут бытьследующими:
а) изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст;
б) определить основную мысль высказывания, сформулированную автором;
в) сделать синтаксический разбор первого (или любого другого)
предложения текста;
г) подобрать к тексту эпиграф.

10.Задание, связанное с переработкой готового текста, включает:
а) составление тезисов выступления;
б) устранение каких-либо недочетов в содержании и речевом оформлении высказывания;
в) отслеживание зависимости употребления каких-либо языковых средств от задачи (замысла) высказывания;
г) поиск в тексте средств межфразовой связи.

11. Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией, могут быть следующими:
а) выписать из текста глаголы в форме условного наклонения;
б) в чем сходство и различие между выделенными глаголами и существительными;
в) сделать синтаксический разбор словосочетаний;
г) произвести анализ слов по составу.

12. Языковое оформление изложений и сочинений оценивается по критериям:
а) отсутствие помарок и мятых листов;
б) соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм;
в) правильность фактического материала;
г) богатство словаря и грамматического строя речи, правильность и уместность употребления языковых средств.

13. Признаками самореализации творческого потенциала личности ученика на уроке русского языка являются:
а) использование учащимися в своих ответах таких речевых форм, как «я думаю», «я считаю»; апелляция учащихся к своим гипотезам, проектам, идеям и др.;
б) знание правил по орфографии и пунктуации;
в) самостоятельный пересказ текста;
г) самостоятельная работа с учебником.

14. Наличие коммуникативного ядра в уроке русского языка определяется, если:
а) подбор текстов соответствует одной лексической теме;
б) содержание текстов, подобранных на одну лексическую тему, инициирует школьников на заинтересованное обсуждение проблемы;
в) на уроке преобладают диалогические формы общения;
г) предлагается текст для объяснительного письма.

15.На уроке реализуется принцип аттрактивности, если:
а) используется интересная форма урока; привлекательна сама личность учителя (речь, манера общения и т.д.);
б) кабинет оформлен таблицами по орфографии, пунктуации, развитию речи;
в) на уроке преобладает письменная работа учащихся;
г) преобладает самостоятельная работа учащихся.

16. Элективные курсы по русскому языку реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции:
а) «поддержка» изучения основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне и внутрипрофильная специализация обучения, построение индивидуальных общеобразовательных траекторий;
б) углубленное изучение русского языка и закрепление орфографических и пунктуационных навыков;
в) реализация межпредметных связей и развитие речи учащихся;
г) закрепление знаний по русскому языку и подготовка к поступлению в вуз.

18. К важнейшим функциям учебной программы по русскому языку относят:
а) описательную; идейно-мировоззренческую; организационно-методическую;
б) структурную;
в) обучающую;
г) методическую.

19. Проектирование учебной программы по русскому языку должно быть связано и с определением ее вида. Среди основных видов выделяют:
а) республиканские, федеральные;
б) школьные;
в) районные;
г) примерные (типовые, рабочие, авторские учебные программы).

20. К индикаторам целевой целостности программы по русскому языку относят:
а) системность (гармонизация) целей, содержания и дидактического процесса, воспроизводимость и гарантированность результата, систему обратной связи;
б) соответствие содержания программы учебнику;
в) возможность проведения по данной программе уроков развития речи;
г) практическую направленность содержания обучения.

21. Для какого метода занятий по литературе характерны такие виды деятельности учащихся, как запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам:
а) эвристический;
б) исследовательский;
в) репродуктивный;
г) поисковый.

22. Что в концепции профильного обучения понимается под элективным курсом по литературе?
а) типовая учебная программа;
б) авторская программа;
в) программа углубленного изучения литературы;
г) обязательные для посещения курсы по выбору, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

23. Выберите правильный ответ, связанный с определением понятия «профиль» (обучения):
а) профиль — это сочетание элективных курсов, индивидуально выбранных учеником;
б) профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки;
в) профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых ипрофильных предметов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Анализ произведения заключается в том, чтобы:
а) определить его форму и содержание;
б) понять и объяснить его идею;
в) через рассмотрение всего изображенного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя;
г) выявить особенности композиции.

2. Для определения жанра литературного произведения существенным признаком является:
а) тематика;
б) проблематика;
в) родовая принадлежность;
г) языковые особенности.

3. Каковы основные особенности в процессе анализа и интерпретации лирических произведений?
а) освоение лексического пласта поэтического текста;
б) характеристика лирического героя, раскрытие особенностей его мира через характеристику своеобразия художественно-выразительных средств;
в) характеристика ритмической организации поэтического текста;
г) характеристика изобразительно-выразительных средств языка
лирического произведения.

4. К какому малому фольклорному жанру относятся сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой?
а)потешки;
б)прибаутки;
в)пестушки;
г)поддевки.

5. Какое стихотворение А. С. Пушкина первым появилось в печати?
а) «Узник»;
б) «Воспоминания в Царском Селе»;
в) «Пирующие студенты»;
г) «К другу стихотворцу».

6. Укажите мотив, который объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...», «Эхо», «Осень», «Из Пиндемонти».
а) мотив творческого вдохновения;
б) мотив воскресшей любви;
в) мотив одиночества;
г) мотив свободы.

7. Какой художественный прием использует А. А. Фет в следующем стихотворении?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…

а) олицетворение;
б) антитеза;
в) анафора;
г) эпитет.

8. Укажите, какое произведение A. M. Пешкова впервые было подписано «M. Горький».
а) «Челкаш»;
б) «Макар Чудра»;
в) «Старуха Изергиль»;
г) «Мальва».

9. Кто из критиков определял пафос рассказов И.Бунина о любви как «трагический мажор»?
а) Ю. И. Айхенвальд;
б) В. В. Боровский
в) В. Д. Набоков;
г) Г. В. Адамович.

10.Кому посвящен поэтический цикл А.А. Блока «Снежная маска»:
а) H. H. Волоховой;
б) Л. Д. Менделеевой;
в) Л. А. Дельмас;
г) З. Гиппиус

11. В каком стихотворении Есениным используется мотив библейской притчи о блудном сыне?
а) «Русь Советская»;
б) «Отговорила роща золотая...»;
в) «Письмо матери»;
г) «Сорокоуст».

12.Развернутый троп — а) метонимия;
б) сравнение;
в) оксюморон;
г) эпитет.

13.Сколько рассказчиков в повести M. А. Булгакова «Собачье сердце»?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4

14.Стилевые черты какого литературного течения стали предметом пародии в стихотворении В. Соловьева?
<...> Призрак льдины огнедышащей В ярком сумраке погас, И стоит меня не слышащий Гиацинтовый Пегас. Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах…
а) акмеизм;
б) символизм;
в) футуризм;
г) имажинизм.

15.Определите стихотворный размер приведенного отрывка:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось

а) ямб;
б) хорей;
в) дактиль;
г) амфибрахий;
д) анапест.

16.Выберите понятие, к которому относится определение: повторение гласных звуков, преимущественно ударных, основной элемент фоники — а) аллюзия;
б) аллитерация;
в) ассонанс.

17. Автор произведений: «Заговор Фиеско в Генуе», «Дон Карлос», «Рыцарь Тогенбург», «Поликратов перстень» — а) Ф. Шиллер;
б) И. В. Гете;
в) Гейне;
г) Шлегель.

18. Какие из отечественных и зарубежных философов оказали наибольшее влияние на творчество Ф. И. Тютчева:
а) А. Шопенгауэр, И. Кант, H. Федоров;
б) А. Шопенгауэр, Л. Толстой;
в) 3. Фрейд, К. Юнг;
г) Ф. Шеллинг.

19. Литературное течение, сформировавшееся в конце 19- начале 20 века на принципах интуитивного постижения мирового единства через обнаружение «соответствий» и аналогий; основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному; обращению к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства
а) символизм;
б) акмеизм;
в) футуризм;
г) имажинизм.

20. Для какой группы писателей середины XX века наиболее характерно воплощение темы праведничества, начатой еще в классической русской литературе:
а) Тендряков, Распутин, Солоухин.
б) Солженицын, Распутин, Можаев, Астафьев.
в) Солженицы, Распутин.
Татар теле һәм әдәбияты укытучылары өчен тестлар

1.Туры тәмамлыклар ияртүче кисәккә…
а) төшем килеше формасы аша бәйләнә;
б) төшем килеше формасы һәм янәшә тору чарасы аша бәйләнә;
в) юнәлеш килеш формасы аша бәйләнә.

2.Оештыручы үзәкнең санына карап, җөмләләр түбәндәгечә төркемләнәләр:
а) гади — кушма;
б) тезмә кушма — иярченле кушма;
г) бер составлы — ике составлы.

3.Сүзләр үзара ачыклаулы мөнәсәбәттә торсалар, нәрсә барлыкка килә?
а) җөмлә;
б) сүзтезмә;
в) аныклагыч.

4.Синтетик бәйләүче чараларга керми:
а) кушымчалар;
б) бәйлекләр, бәйлек сүзләр;
в) мөнәсәбәтле сүзләр;
г) янәшә тору.

5. Конкрет бер әдип иҗатының төп үзенчәлеге нәрсәдән чыгып билгеләнә?
а) методтан;
б) стильдән;
в) жанрдан.

6.«Хөсрәү вә Ширин» әсәренең авторы кем?
а) Харәзми;
б) Хисам Кятиб;
в) Котб.

7. Кол Галинең «Кыйссаи Йосыф» поэмасының беренче тәнкыйди текстын кем әзерли?
а) T. Ялчыгол;
б) Г. Утыз-Имәни;
в) Мәүла Колый.

8.«Мәгарифкә әүвәл башлап адым салган, милләт өчен бәһа җитмәс кыйбат хәзрәт», — дип Г. Тукай кемне атый?
а) К.Насыйрине;
б) Ш.Мәржанине;
в) Р.Фәхретдиновны.

9.Татар әдәбиятында мәгърифәтчелек реализмына кем нигез сала?
а) К. Насыйри;
б) М. Акъегет;
в) 3. Бигиев.

10.Укучының уку процессындагы активлыгы:
а) укучының дәрестә булуы, укытучының рекомендацияләрен үтәве;
б) эшлекле халәт, көчәйтелгән, киеренке танып — белү эшчәндеге;
в) күршесе белән сөйләшеп утыру, китап уку;
г) бер туктамый хәрәкәтләнеп утыру, дәрестә игътибарны читкә юнәлтү һ. б.

11.Антропонимика —
а) географик атамаларны тикшерә торган фән;
б) лексикологиянең термин, атамаларны өйрәтә торган тармагы;
в) ономастиканың кеше исемнәрен өйрәнә торган бүлеге.

12.Телне төрле сфераларда куллану үзенчәлекләрен нинди фән өйрәнә?
а) стилистика;
б) гомуми тел белеме;
в) диалектология.

13. Мөстәкыйль сүз төркемнәре югары уку йортлары программаларында (КДУ, КДПУ) түбәндәгечә билгеләнә:
а) исем, сыйфат, сан, рәвеш, фигыль, алмашлык;
б) исем, сыйфат, фигыль, рәвеш, сан, алмашлык, аваз ияртемнәре;
в) исем, сыйфат, рәвеш, хәбәрлек сүз, фигыль, сан, алмашлык, аваз ияртемнәре.

14.Композиция —
а) кешеләр һәм вакыйгаларның үзара мөнәсәбәте;
б) вакыйгаларны төп максатка яраклы итеп урнаштыру;
в) материалны бүлгәләмичә урнаштыру.

15.Текстология —
а) әсәр текстларын тәнкыйди тикшерү;
б) әдәби әсәрләрдәге үзгәрешләр, вариантлар;
в) әсәрнең иҗат ителү һәм басылу тарихын өйрәнү.

16.Экспрессия —
а) уй —фикерләрнең, хис —кичерешләрнең тәэсирле тасвирлануы, гәүдәләнүе;
б) мактауга, көлүгә, шаяруга, мыскыллауга корылган кыска шигырь;
г) әдәби әсәрнең кайсы да булса кисәген төшереп калдыру.

17.Түбәндә китерелгән сүзләрдә рәт гармониясе ничек чагыла? каләм, игътибар, гаҗәп, сәламәтлек, кәгазь, университет
а) каләм, игътибар, сәламәтлек сүзләре рәт гармониясенә буйсынмаган;
б) игътибар, университет сүзләре буйсынмаган;
в) берсе дә рәт гармониясенә буйсынмаган.

18.Әлеге исемлеккә керми торган әсәр исеме:
а) «Ул әле өйләнмәгән иде»;
б) «Зөләйха»;
в) «Безнең милләт үлгәнме, әллә йоклаган гынамы?»;
г) «Бай углы».

19.Сюжет сызыгы:
а) кереш, башлам, вакыйгалар үстерелеше, төенләнеш, чишелеш, иң югары нокта;
б) кереш, башлам, төенләнеш, чишелеш, иң югары нокта, соңгы сүз;
в) кереш, башлам, төенләнеш, вакыйгалар үстерелеше, ин югары нокта, чишелеш, сонгы сүз.

20.«Туфан — үзе бер чор» — кем язган?
а) Илдар Юзеев;
б) Һади Такташ;
в) Сибгат Хәким.

21..Яңа заман татар әдәбиятында детектив жанрга нигез салган язучы:
а) Каюм Насыйри;
б) Муса Акъегет;
в) Заһир Бигиев.

22.«Шүрәле» балетына көй язган композитор:
а) Ф. Яруллин;
б) H. Җиһанов;
в) С. Сәйдәшев.

23.«Халык әдәбияты» дигән темага кем лекция укыган һәм шуны китап итеп бастырып чыгарган?
а) Сәгыйть Рәмиев;
б) Гаяз Исхакый;
в) Габдулла Тукай.

24.Татар милли киемен бизәүдә кулланылган төп мотивлар:
а) кеше һәм табигать;
б) геометрик фигуралар;
в) үсемлекләр.

25.Кайсы төркемдәге сүзләр тезмә сүзләр түгел?
а) мүк җиләге, Җидегән йолдыз;
б) куе әрәмәлек, сандугач сайравы;
в) сабан туе, аяк чалу.

26.Шәрык поэзиясендә киң таралган жанр
а) газәл;
б) сәяхәтнәмә;
в) кыйсса.

27.Репрессияләр чоры турында язылган әсәр:
а) C. Шакир "Үлемнән көчлерәк";
б) Ә. Касыймов «Гомер ике килми»;
в) Ш. Усманов "Әптери агай хикәясе".

28.Г. Ибраһимов оештырган һәм редакторы булган журнал
а) «Октябрь баласы»;
б) «Мәгариф»;
в) «Уклар».

29.Агач көрәк сүзтезмәсенең морфологик төзелеше:
а) сыйфатлы исем сүзтезмә;
б) исемле исем сүзтезмә;
в) рәвешле исем сүзтезмә.

30.Шәхесне коллектив аша тәрбияләүнең аерым билгеләре:
а) уртак эшчәнлек, үзара җаваплылык, үзидарә органнарын оештыру;
б) шәхес белән һәр көн әңгәмә үткәрү;
в) аерым бер максатка ирешү.

31.Укуда аңлылык ул — а) уйлап, зиһенгә алып, аңлы рәвештә эшләү, уку дигән сүз;
б) дәрестә укытучы сөйләгәнне төшенеп бару;
в) укытучы кушканны үтәү.

32.Проблемалы укыту нәрсә ул?
а) укучының кызыксынып кирәкле белем алу юлларын эзләве;
б) укытучының төрле сораулар биреп, белемне тикшерүе;
в) укытучының укучыга әзер белемнәрне бирүе.

33.Программалаштырылган укытуның үзенчәлеге:
а) укучының алга куелган максатка якынлашуы, дөрес үтәгән эш-хәрәкәте өчен макталуы;
б) таләп ителгән тәртипкә ирешү;
в) уку материалының бер өлешен эшкәртү.

34.«Сәлимә, яки гыйффәт» повестеның авторы
а) Г. Тукай;
б) Г. Исхакый;
в) P. Фәхреддин.

35.«Эшли белү — димәк, үзеңә ачык максат кую һәм бу максатка иң аз көч һәм вакыт югалту исәбенә генә ирешә алу» — тәкъбирен кем язган?
а) А. С. Макаренко;
б) H. К. Крупская;
в) Г. Ибраһимов.

36.Укучыларга әхлак тәрбиясе бирүдә төп бурыч:
а) укучыларның һәркайсын төрледән-төрле практик эшчәнлеккә тарту;
б) укучыларны көндәлек тәртип кагыйдәләренә төшендерү, ияләштерү, аңлы рәвештә үтәлүенә ирешү;
в) тәртип күнекмәләрен алуда, аларны куллана белүдә практик ярдәм итү.

37.Укытучы эшчәнлегенең төп функциясе:
а) бәяләү;
б) планлаштыру;
в) уку процессы белән идарә итү, тәрбияләү, белем һәм күнекмәләр формалаштыру.

38.Педагогика фәне алдында торган бурычлар:
а) тәрбия, укыту;
б) тәрбия законнарына төшендерү, укыту-тәрбия процессы теориясе белән коралландыру;
в) кеше табигатен өйрәнү, тикшерү.

39.Россия Федерациясендә белем бирүнең кайсы баскычы мәҗбүри:
а) мәктәпкәчә;
б) төп гомуми белем;
в) урта һөнәри белем.

40.Татарстан Республикасы халыклары телләре турындагы законда каралган:
а) Татарстан Республикасы гражданнарына туган телләрен һәм Татарстан Республикасының башка халыклары телләрен өйрәнү һәм укыту өчен шартлар тәэмин итү;
б) телләрне юридик яклау буенча законнар җыелмасы төзү;
в) Татарстан Республикасы законнарын һәм башка хокукый актларны бастырып чыгару.

41.Затланышсыз фигыльләр кайсы пунктта бирелгән?
а) көткән вакыт, кайткач;
б) җитәрбез, тынычлан;
в) тыңлыйсың, укы;
г) эшләсә, языйм.

42.«Гүзәл холык белән аз гыйлем дә — күп, кыска гомер дә — озын булыр». Бу кем сүзләре?
а) халык;
б) И. Хәлфин;
г) P. Фәхреддин.

43.Мифологиянең поэтик- стилистик алымнары кайсы әсәрдә чагылыш таба?
а) M. Фәйзи «Галиябану»;
б) һ. Такташ "Җир уллары";
в) T. Миңнуллин "Әлдермештән Әлмәндәр".

44.«Ундүртенче яшенә чыккан бу кызның таланты, сәләте театр җитәкчеләрен дә, артистларны да, тамашачыларны да битараф калдырмый» Бу юлларда татар халкының мактаулы артистларыннан кайсысы турында сүз бара?
а) Гөлсем Камская;
б) Фатыйма Ильская;
в) Гөлсем Болгарская.

45.Авторның үз күзе белән күргәнне тасвирлап, сөйләп чыгуына корылган чәчмә әсәр
а) хикәя;
б) повесть;
в) очерк.

46.Мөхәммәдьяр яшәгән һәм иҗат иткән чор
а) Болгар чоры;
б) Алтын Урда чоры;
в) Казан ханлыгы чоры.

47.«Х.Туфанның шигъри мәктәбе»нә кергән язучылар
а) Һ.Такташ;
б) Зөлфәт;
в) М.Җәлил.

48. Шәхесне үстерүгә юнәлдерелгән дәрестә кулланылган аралашу чаралары
а) монолог;
б) диалог;
в) полилог.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Компьютерные аттестационные тесты — 2005 г.
Дополнения к экспериментальной республиканской программе компьютерного тестирования претендентов на первую и высшую квалификационные категории

Источник: «Государство-Население» — портал Правительства РТ
  • 0
  • 30 сентября 2010, 11:10
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.