Сетевой Город. Образование

Сетевой Город. Образование? Это то же что и нет скул? Кто пользовался?

Взял описание с их сайта:

Построение единой информационно-образовательной среды муниципального образования
на основе системы «Сетевой Город. Образование»

Концепция, краткое описание, опыт внедрения
Подготовлено в ЗАО «ИРТех» www.ir-tech.ru. Самара 2010

Уважаемые господа!
Просим Вас рассмотреть вопрос о построении единой информационно-образовательной среды Вашего муниципального образования на основе системы «Сетевой Город. Образование».
«Сетевой Город. Образование» – комплексная автоматизированная информа-ционная система, объединяющая в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образования в пределах города, сельского или городского района (округа).
Данная система разработана в г. Самаре профессиональной творческой командой, которая с 2001 года успешно занимается разработкой и сопровождением образовательных продуктов.
Система «Сетевой Город. Образование» была отмечена на государственном уровне. 30 ноября 2009 г. в Москве на Международной конференции «Региональная информатизация. Стратегические приоритеты» Самарская область получила награду в номинации «Лучшее решение в сфере информационно-аналитического сопровождения образовательных процессов» (решение реализовано на базе системы «Сетевой Город. Образование»). Подробнее о различных наградах и об опыте внедрения в регионах РФ – см. раздел 9.

1. ЕДИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
В последнее десятилетие, благодаря федеральным и региональным поставкам компьютерной техники, программам подключения школ к Интернет, во многих регионах РФ созданы реальные условия для создания единой сети общеобразовательных учреждений. «Сетевой Город. Образование» – система для формирования единого информационного образовательного пространства города или района, на данном этапе для тех муниципальных образований, где школы подключаются к выделенным линиям связи с недорогим трафиком.
Если при таких условиях ставится задача автоматизации управления системой образования, то её логичнее решать не на уровне отдельно взятых учебных заведений, а на общесистемном уровне. Это означает поэтапную автоматизацию всех учебных заведений, с организацией полного информационного обмена между этими заведениями и муниципальными (региональными) органами управления на основании единых информационных стандартов. В том числе, в каждом отдельно взятом образовательном учреждении должны быть выполнены следующие условия:
 обеспечено информационное единство базы данных в учебном заведении, при котором информация хранится в одном месте;
 обеспечена информационная доступность, при которой можно получить любые выборки информации (при наличии у пользователей соответствующих прав доступа).
Кроме того, на общесистемном уровне информационные потоки для всех образовательных учреждений должны быть унифицированы.
Система «Сетевой Город. Образование» предполагает изначальное построение информационно-образовательной среды муниципального образования на основе единых информационных стандартов.

2. КРАТКОЕ СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ» С ДРУГИМИ РАЗРАБОТКАМИ
Система «Сетевой Город. Образование» обеспечивает решение задач системы образования как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном уровне. По охвату и полноте решаемых задач, системы «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» не имеют аналогов на территории РФ и стран СНГ. Тем не менее, имеет смысл привести сравнение с системами двух различных категорий.
Преимущества «NetSchool» и «Сетевого Города» перед системами, позиционируемыми как «Управление школой»:
 Комплексный мониторинг. Системы типа «Управление школой» обеспечивают решение учётных задач администрации школы, переводя в электронный вид бумажное делопроизводство. Системы «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование», кроме этого, за счёт всеобъемлющего мониторинга, изменяют процесс принятия управленческих решений (оперативность реагирования администрации учреждения на проблемные ситуации; возможности прогнозирования).
 Доступ родителей. «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» создают открытое информационное пространство для родителей и общественности, тем самым способствуя повышению качества образования. По результатам экспериментов, доступ родителя к информации о своём ребёнке улучшает показатели успеваемости в среднем на 12%, посещаемости в среднем на 18%.
 Качественное изменение состояния школы. Внедрение системы типа «Управление школой» не приводит к изменению отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Внедрение «NetSchool» и «Сетевого Города» позволяет качественно изменить структуру этих отношений (по исследованиям независимых экспертов).
 Вовлечение школы в муниципальную информационную сеть. Школа вовлекается в единое муниципальное образовательное пространство, причём, благодаря использованию современной Интернет-технологии – на всех уровнях возможно получать информацию в режиме реального времени.
Преимущества «NetSchool» и «Сетевого Города» перед системами типа «Электронный дневник»:
 Функционал для сотрудников школы. Системы типа «Электронный дневник» предназначены, как правило, для информирования родителей и не вовлекают в работу сотрудников школы. Системы «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» предназначены для всех участников школьной жизни. Они содержат учёт контингента и кадров, электронный журнал, расписание, формы госстатотчётности, десятки отчётов для классного руководителя, преподавателя, завуча, директора и т.д.
 Формирование ИКТ-компетентности педагогов. Системы типа «Электронный дневник» подразумевают, как правило, что ввод информации в систему осуществляется с бумажного носителя ответственным оператором. Методика внедрения «NetSchool» и «Сетевого Города» (доказавшая свою эффективность с 2002 г.) предполагает регулярную работу в системе сотрудников школы. С одной стороны, это заставляет использовать постепенный, планомерный подход к внедрению (ведь школа является сложившейся, довольно консервативной системой), что делает процесс оттянутым по времени. С другой стороны, такой полный охват – даёт более устойчивый и позитивный для всех результат, за счёт повышения компьютерной грамотности педагогов, формирования у них культуры работы в Сети. Как известно, наиболее эффективное воспитание – то, которое происходит «незаметно», когда участники процесса ежедневно погружены в соответствующую среду. «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» формируют информационную компетентность учащихся и сотрудников школы, а затем активно её используют.
 Управление работой системы. Системы типа «Электронный дневник» находятся, как правило, на удалённом сервере (один сервер на всю страну), причём регион не имеет каких-либо возможностей управления данной системой, а также возможностей установить локальную копию системы с целью сохранности информации. Сервер системы «Сетевой Город. Образование» устанавливается в каждом муниципалитете, причём, как правило, создаётся Центр компетенции в регионе, благодаря чему в регионе сосредоточено управление системой и её сопровождение.
Кроме того, есть два несомненных преимущества систем «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» перед другими информационными системами:
1) «NetSchool» применяется в школах РФ с 2002 г., «Сетевой Город. Образование» — с 2005 г., обе системы имеют много активных пользователей (см. раздел 9 «Опыт внедрения») и постоянно совершенствуются;
2) идеи, заложенные в данные системы, позволили легко интегрировать их с другими продуктами: системы составления расписания, учебные курсы, системы тестирования, системы контроля доступа и др. (список интегрированных продуктов постоянно увеличивается, см. разделы 6 и 7).

3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ»
Система «Сетевой Город. Образование» представляет собой развитие системы «NetSchool» (www.net-school.ru) – комплексной информационной системы в масштабе одного образовательного учреждения.
Наиболее распространён вариант, когда система «Сетевой Город. Образование» устанавливается только на одном сервере (например, сервере Управления образования), обеспечивая концентрацию на нём всех информационных ресурсов. В таком варианте, образовательные учреждения работают дистанционно и одновременно в одной общей базе данных (БД), в которой для каждой школы доступен только свой сегмент. Размещением информации в БД занимается каждая школа самостоятельно, причём школа является хозяином своей информации. Установка системы на одном сервере позволяет:
 снизить затраты на организацию телекоммуникационных узлов в каждой школе за счет снижения требований к аппаратным и программным компонентам. Не требуется установка в школе серверов или какого-либо программного обеспечения. Подробные системные требования см. в Приложении 1;
 минимизировать затраты на сопровождение системы и техническую поддержку;
 упростить обеспечение безопасности данных, защиту от сбоев;
 проводить единую согласованную политику в области управления и содержания образования;
 не ограничивать пользователей в применении программного обеспечения: компьютер пользователя может иметь любую операционную систему – Windows, Linux или MacOS, причём для работы в системе достаточно лишь программы-браузера.
Возможен альтернативный вариант работы: каждое учреждение работает с базой данных на своём локальном сервере, а Управление образования работает с обобщённой базой данных, в которую регулярно (например, ежедневно) передаются данные из учреждений. Синхронизация баз данных настраивается в автоматическом режиме администратором сервера в Управлении образования. Данный вариант обеспечивает большую независимость от качества каналов связи между школами и главным сервером; однако, в данном случае требуется установка сервера и экземпляра системы «Сетевой Город. Образование» в каждом образовательном учреждении.
Рис.1. Вариант установки системы «Сетевой Город. Образование» на одном сервере
Рис.2. Вариант распределённой установки системы «Сетевой Город. Образование»

Итак, в системе «Сетевой Город. Образование» информационные пространства отдельных школ объединяются в единую систему. Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, ученик, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к муниципальной сети (или сети Интернет). Например, находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; учащийся может удалённо выполнять домашние задания, просматривать свой электронный дневник и расписание, и т.д.
Права доступа к информации разграничены как по объёмам доступной информации, так и по возможностям внесения новой и редактирования имеющейся. При этом права доступа пользователей могут гибко настраиваться администратором. Система безопасности включает также шифрование данных, защиту сеанса работы пользователя, средства резервного копирования данных и т.д.
Система «Сетевой Город. Образование» имеет интуитивно понятный интерфейс. Навык работы формируется очень быстро даже у пользователей, не имеющих опыта работы с компьютером.
Параллельно, в реальном времени к обобщённой информации по школам имеют доступ и специалисты органов управления образования для получения необходимых отчётов и сведений. Причём руководители и сотрудники органа управления работают непосредственно с данными учебных заведений, извлекая из них ту информацию, которая необходима в данный момент. В таком варианте орган управления образования получает следующие преимущества:
 получаемая информация имеет очень высокую актуальность, так как работа всех пользователей системы «Сетевой Город. Образование» происходит
в реальном времени;
 специалисты органа управления образования освобождаются от необходимости готовить отчётные формы, обращаться к руководителям школ, собирать отчёты и обрабатывать их для получения сводных данных по всем школам;
 можно внедрять в данный орган управления специализированные автоматизированные рабочие места с простым и понятным интерфейсом;
 исключается многократный ввод одной и той же информации в систему на разных уровнях управления;
 повышается точность и достоверность сводной информации.
Таким образом, система «Сетевой Город. Образование» позволяет не просто осуществлять сбор административных данных из образовательных учреждений. Это комплексная система, в которой школы могут решать свои каждодневные задачи обеспечения учебно-воспитательного процесса, существенно автоматизировав свою деятельность, а специалисты управления образования получать достоверную и разностороннюю информацию из подведомственных учреждений.

4. ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ»
Система «Сетевой Город. Образование» может объединять следующие типы учреждений:
 общеобразовательные учреждения;
 дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
 учреждения дополнительного образования (УДОД);
 учреждения начального профессионального образования (НПО).
Функционал, предусмотренный для пользователей школ, ДОУ, УДОД и НПО, учитывает особенности деятельности этих типов учреждений.
Это позволяет сформировать единую муниципальную базу данных детей всех возрастов. Фиксируется и автоматически отражается в отчётах движение обучающихся между учреждениями, что позволяет учесть каждого ребёнка (см.ниже п. 6.1 «Модуль «Движение»»).
Каждый сотрудник образовательного учреждения имеет свой уровень доступа к единой базе данных в рамках своего учреждения. Например, и заведующий детским садом, и преподаватель спортивной секции могут просматривать сведения о «своих» детях, автоматически получать отчёты.
Как наглядный пример разделения прав доступа можно привести механизм работы с системой персональных сертификатов дополнительного образования из модуля дополнительного образования «Сетевого Города». (Сертификат дополнительного образования выдаётся учащемуся по месту основной учёбы, предъявляется в учреждениях дополнительного образования и служит основанием для финансирования этих учреждений. Система персональных сертификатов – инновация в российской системе образования, которая уже поддерживается в «Сетевом Городе».)
 сотрудники общеобразовательного учреждения могут иметь доступ к редактированию всей личной карточки учащегося, кроме поля «Дополнительное образование», которое открыто только на просмотр;
 сотрудники учреждения дополнительного образования, в которое зачислен ребёнок, могут вносить информацию о программах и условиях обучения в своём учреждении, что будет автоматически отражено в поле «Дополнительное образование» в личной карточке ребёнка; причём большинство других полей личной карточки недоступны для сотрудников учреждения дополнительного образования;
 сотрудникам каждого из учреждений, в которых обучается ребёнок, доступна информация о его движении, условиях зачисления в то или иное учреждение (на основании сертификата или заявления);
 сотрудникам Управления образования доступны в реальном времени автоматические отчёты в масштабе города: об охвате детей дополнительным образованием, о занятости в объединениях различной направленности, об учебной нагрузке обучающихся и т.д.

Рис.3. Обмен информацией между Управлением образования и другими учреждениями в системе «Сетевой Город. Образование»
Важный критерий эффективности БД информационной системы – отношение объёмов выходной и входной информации, т.е. отношение количества реализованных запросов (отчётов) и количества актуализированных информационных таблиц БД. При подключении дополнительных модулей «Сетевого Города» количество реализованных отчётов для образовательных учреждений и Управления образования возрастает в 2 — 2,5 раза, при незначительном увеличении количества информационных таблиц БД, а значит, резко повышается эффективность БД информационной системы.

5. ЧТО «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ» ДАЁТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Образовательное учреждение, подключенное к системе «Сетевой Город. Образование», не просто выполняет требования Управления образования по сдаче отчётности, а получает все средства для организации собственных учебного процесса и управленческой деятельности, которые входят в систему «NetSchool».
Внутри конкретного учреждения поддерживаются следующие типы пользователей:
 директор школы/завуч;
 классный руководитель/преподаватель;
 секретарь;
 специалист по кадрам;
 медицинский работник;
 психолог/социальный педагог;
 учащийся;
 родитель;
 технический персонал;
 администратор системы (в конкретном учреждении).
Каждая школа получает следующие преимущества:
• мониторинг учебного процесса (электронный классный журнал, до 25 различных видов расписания, более 30 видов автоматических отчётов об успеваемости и посещаемости и т.д.);
• решение административных задач (ведение личных дел сотрудников, учащихся, родителей; мониторинг движения учащихся; составление учебного плана и т.д.)
• тесная интеграция в учебный процесс электронных курсов и пособий по различным дисциплинам (использование на уроках, факультативах);
• организация тестирования отдельных учащихся или всего класса, в т.ч. подготовка к ЕГЭ;
• участие в учебном процессе родителей (родитель дистанционно может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; получать SMS-сообщения на мобильный телефон с актуальной информацией о своём ребёнке);
• обучение сотрудников школы культуре работы в сети, совместной коллективной работе, использованию новых информационных технологий;
• поддержка новых образовательных технологий (проектная деятельность, портфолио учащихся и преподавателей);
• создание единой среды обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, внутренняя электронная почта, форум, каталог школьных ресурсов, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса;
• возможность дистанционного обучения (удалённое выполнение учащимися домашних заданий, доступ к своему дневнику и расписанию, общение с преподавателями).
Пользователи, которые уже работали с системой «NetSchool», увидят привычный, простой и интуитивно понятный интерфейс в системе «Сетевой Город. Образование». Более того, если образовательное учреждение уже имеет лицензию на систему «NetSchool», то будет обеспечен полный перенос данных в «Сетевой Город. Образование».

6. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ И СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ»
«Сетевой Город. Образование» – не только административная система. В ней доступны все элементы учебного процесса, представленные в системе «NetSchool». В частности, на школьном уровне преподаватель и учащийся могут работать с интегрированными учебными курсами и системами тестирования. По состоянию на 1 февраля 2010 г. интегрированы следующие продукты:
1. Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ»
Кроме встроенной в «Сетевой Город. Образование» «лёгкой» системы тестирования, существует и интегрированная с ней достаточно мощная система тестирования с возможностями создавать тесты разных типов, включать в них графику и формулы, использовать сценарии тестирования, вести анализ результатов и др. Система «СИнТеЗ» имеет веб-интерфейс. Подробная информация о продукте – на сайте www.sintest.ru.
2. Система дистанционного обучения «Moodle»
Системы «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» интегрированы со всемирно известной системой дистанционного обучения «Moodle» (дополнительную лицензию покупать не требуется). Исходные данные из «Сетевого Города» могут быть переданы в «Moodle», а результаты выполнения заданий в «Moodle» автоматически выставляются в электронный журнал «Сетевого Города».
3. Демо-версии программно-методических комплексов «Интерактивные плакаты» и пособий для начальной школы
Эти программы предназначены для учителя и специально рассчитаны на использование с интерактивной доской. Интеграция с «NetSchool» и «Сетевым Городом» обеспечивает удобный доступ к учебному материалу из веб-интерфейса данных систем. Разработчик данной серии продуктов – компания «Новый Диск», г. Москва.
• География материков: история открытий и население
• Экономическая география регионов мира
• Химические реакции
• Русский язык. Части речи
• Английский язык. Грамматика: Части речи
• Английский язык. Грамматика: Глагол
• Графики функций
• Биология человека
• Молекулярная физика. Часть 1
• Молекулярная физика. Часть 2
• Мир музыки
• Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире
4. Система пультового тестирования и голосования «Votum»
Система «Votum» дает возможность учителю проводить начальное, промежуточное, рубежное, итоговое тестирование учащихся при помощи беспроводных пультов для голосования. Разработчик системы «Votum» – компания «Современные Технологии», г. Волгоград.
5. Электронная Библиотека «Просвещение»
(подробная информация о продуктах – на сайте компании «Новый Диск», г. Москва):
• Химия 8 класс
• Химия 9 класс
• Физика 7-9 классы: часть I
• Физика 7-9 классы: часть II
• История 5 класс
• Биология 6 класс
• Биология 9 класс
• Культурология 10 класс
• Культурология 11 класс
Особый интерес представляют сетевые версии данных учебных курсов, поскольку требуют только одной лицензии на класс и имеют более широкие возможности по взаимодействию учащегося и преподавателя.
6. Учебно-методический комплекс для изучения английского языка «Reward»
(подробная информация о продукте – на сайте www.reward.ru ):
• REWARD Elementary
• REWARD Pre-Intermediate
• REWARD Intermediate
• REWARD Upper-Intermediate
Интеграция с учебными курсами является более глубокой, чем просто запуск курсов из единой оболочки: это возможность назначить учащемуся задание по материалу курса, обеспечить вызов нужной «страницы» учебного пособия. После того как учащийся выполняет задание, оценка автоматически выставляется в электронный классный журнал системы «Сетевой Город. Образование» (если нужно, преподаватель может скорректировать оценку). Оценка будет также автоматически выставлена в электронный дневник, где её смогут увидеть учащийся и его родитель.
Все вышеперечисленные продукты необходимо приобретать у производителей дополнительно.

7. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА В СИСТЕМЕ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ»
В настоящий момент, системы «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» интегрированы с системой «Школьное окно», разработанной компанией «Сонда Технолоджи» (г. Миасс, Челябинская обл.). Главное назначение системы «Школьное окно» – надёжная защита от проникновения посторонних лиц в здание школы. Это система безопасности и оповещения родителей, которая использует биометрическую идентификацию (анализ отпечатков пальцев). Использование отпечатков пальцев безопасно, т.к. система «Школьное окно» хранит и обрабатывает не сами отпечатки, а их цифровое представление (цифровой код).
Интеграция с «NetSchool» и «Сетевым Городом» обеспечивает автоматическое выставление посещаемости прямо с турникета при входе/выходе ребёнка из школы.

8. ЧТО «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ» ДАЁТ УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Управление образования города (района) имеет отдельный вход в систему «Сетевой Город. Образование», в реальном времени осуществляя мониторинг деятельности образовательных учреждений, учебного процесса в них. Управление образования получает следующие преимущества:
• автоматическое формирование типовых сводных отчётов по кадрам, контингенту учащихся;
• автоматическое формирование отчётности об итогах учебного процесса, в том числе по мере надобности конструирование своих отчетных форм;
• мониторинг движения учащихся не только в пределах одного образовательного учреждения, но и на уровне города (района);
• общение по внутрисистемной почте с сотрудниками школ и даже с учащимися и родителями (последняя возможность – опциональная);
• создание портала Управления образования как единой точки входа в систему «Сетевой Город. Образование», а также визитной карточки всей муниципальной системы образования;
• организация центров дистанционного обучения для детей-инвалидов, заболевших детей, одарённых детей и т.д.

Примеры типовых сводных отчётов по контингенту учащихся:
• Форма № 76-РИК;
• Форма № Д-4;
• Форма № Д-12;
• Форма № СВ-1;
• Количественный состав учащихся;
• Список учащихся-«дублей» (образовательные учреждения);
• Список учащихся-«дублей» (выпускники и выбывшие);
• Движение учащихся общеобразовательных учреждений;
• Суммарный титульный лист комплектования;
• Сводный титульный лист комплектования;
• Сводная Форма №3 (движение);
• Информация о численности детей в ОУ.
Далее дано краткое описание трёх наиболее значимых в реальной практике модулей системы «Сетевой Город. Образование».
  • 0
  • 03 сентября 2010, 10:01
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.